Сибирские огни, 1982, № 2

тем, повышающих бо ево е мастерство вои­ нов, приобщающих личный состав к суро­ вым условиям будущей войны. Организуя боевую учебу, командиры подразделений стараются на занятиях, тренировках и уче­ ниях создавать сложную, поучительную об­ становку, изобилующую различными ввод­ ными, неожиданными критическими ситуа­ циями, дающую воинам большую физиче­ скую нагрузку. Вот типичная картина такого занятия. Рвутся снаряды, мины. Гремят автомат­ ные очереди. Горит «напалм». Поле боя объято пламенем и черным дымом. А во­ ины, охваченные единым порывом, стре­ мительно атакуют «противника». На их пу­ ти встают завалы, проемы разрушенных зданий. Приходится преодолевать глубокие рвы по качающимся и перекатывающимся бревнам. На каждом шагу солдата подсте­ регает «опасность»: то ли снаряд « р азо р ­ вется» рядом, то ли мина, или просто-на- Нросто от перенапряжения сорвешь­ ся с разрушенного здания и угодишь в ров. Разумеется, это не настоящее поле боя, но очень близкое к нему. Это психологи­ ческая полоса, и на этой полосе воины- мотострелки шлифуют свое бо ево е ма­ стерство. А взять, например, действия в средствах защиты; Облачившись в противо­ газ, в плотный прорезиненный комбинезон, увешавшись оружием и снаряжением, воин должен уметь совершать і марш-броски, стрелять, водить боевую машину, пр е о д о ­ левать зону радиоактивного и химического заражения, выполнять множество других задач. В лютый мороз, в сильную жару, в дождь, днем и ночью — он обязан дей­ ствовать, обязан выполнить приказ, Хорошим подспорьем в воспитании у личного состава нашего округа крепкой физической закалки, выносливости, уме­ ния, как требует устав, стойко переносить все тяготы и лишения военной службы яв­ ляются для командиров и политработни­ ков природные и климатические условия Сибири. О сибиряках давно сложилось мнение, как о людях не только широкой, благород­ ной души, но и сильной воли, недюжин­ ной стойкости, большой физической вы­ носливости. Это подтверждается многочи­ сленными примерами и из истории Вели­ кой Отечественной войны, и из соврем ен­ ной трудовой жизни строителей БАМа, нефтяников Тюмени, шахтеров Кузбасса, метростроевцев Новосибирска... Сибирский характер... Сами условия Си- бири: лютость зимних морозов, непрохо- димость многоснежья, нестерпимость лет­ ней жары, огромность территории, полно- водность больших и малых рек, обшир­ ность степей, болот, бескрайность таежных - пространств— все это, несомненно, сказы­ вается и на характере человека, закаляет его. Живя и работая в Сибири, человек учится преодолевать многие трудности, связанные со своеобразием климата, тер ­ ритории, расстояний. В нашем округе служат юноши, призван­ ные в армию из самых разных уголков страны. Немало служит и южан, которым не так-то просто привыкнуть, скажем, к 40-градусному м орозу или к глубокому снегу... Служба, боевая учеба не ждут, 116 когда ослабнут м о р о зы и прекратится ме­ тель. В любую погоду, в любое время года солдат обязан стоять на посту, гото­ вить к работе боевую технику и оружие ходить в атаку на «противника», выполнять все другие учебно-боевые задачи и нор. мативы. У нас нет специальной, так сказать, си- бирской программы подготовки воина, но обучая и воспитывая подчиненных, коман­ диры стараются максимально использовать сибирскую специфику для закалки личного состава. В любую погоду проводят они полевые занятия и учения, подразделения на боевой технике совершают марши на большие расстояния, в неблагоприятных погодных условиях организуется выполне­ ние других задач и нормативов. Особенно большой упор делается в войсках округа на лыжную подготовку. Для каждого вои­ на, независимо от того, сибиряк он или южанин, обязательной нормой стали 500 сибирских километров, которые он должен за зиму пройти на лыжах. «Даешь 500 сибирских!»— под таким де в и зом раз­ горается в подразделениях соревнование с самого начала лыжного сезона. Как-то мне довелось побывать на заня­ тиях по специальной подготовке у саперов. Занятие проходило в поле, зимой. Был сильный м о р о з с ветром, вокруг лежал глубокий снег. Задачу саперы получили непростую: проделать проход в минном поле. Вооружившись миноискателями, щупами, другими нужными инструментами, саперы ползком стали продвигаться по полю, Хо- лод сковывал каждое движение, леденил тело, но воины методично, не торопясь делали свое дело: искали замаскиро­ ванные мины, очищали их от снега, вы­ винчивали взрыватели, ставили указки, обо­ значали границы прохода. Н ер ед к о это приходилось делать ■голыми руками. Труд­ но было все это выдержать? Конечно! Но именно эти трудности и закаляли солдат, Делали их выносливее, крепче духом и телом. Однажды я услышал, как, глядя на про­ ходивших строем в столовую солдат, жен­ щина с состраданием и испугом сказала: Холод-то какой, а они в одних гим­ настерках! Ей было невдомек, что, хорошо закалив­ шись, они и не чувствовали холода. Они шли бодро, энергично и, не думая о мо­ розе, пели «Через две зимы, чер ^з две весны»... Специфика Сибири хорошо помогает воинам и в совершенствовании своего профессионального мастерства. Возьмем, к примеру, такую особенность: на терри­ тории округа протекает множ ество рек — широких и многоводных, быстрых и глу­ боких. Есть и небольшие речушки. Но и те, и другие служат своего рода прекрас­ ным «полигоном» для отработки воинами самых разных специальностей своих учеб­ но-боевых задач. Саперы, например, тре­ нируются в строительстве мостов и наве­ дении переправ, танкисты учатся подвод­ ному вождению, мотострелки — вождению БМП на плаву, разведчики — умению не­ заметно для «противника» проникать на противоположный берег... И не случайно в план учений командиры непременно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2