Сибирские огни, 1982, № 2

стро и четко развернулись в нужном на­ правлении и встретили «противника» таким иоідным натиском, таким губительным ог­ нем, что он вынужден был поспешно рети­ роваться, понеся значительные потери. Наблюдавший за бо ем Маршал Совет­ ского Союза сказал потом танкистам: _ Молодцы. Вижу — умеете вы вое­ вать... Умение воевать — это самая высокая степень боевой выучки каждого воина и подразделения в целом. Но, как гласит солдатская мудрость, чтобы на войне вез­ ло, надо знать военное ремесло. Каким приходит молодой солдат в под­ разделение? На этот вопрос хорошо отве­ тил ефрейтор Н. Кочетов, один из лучших наводчиков-операторов боевой машины пехоты. Он сказал: «Вспомню, каким был я вначале,— смешно становится. Выстрела боялся, к БМП робел подойти. Помню, за­ глянул в открытый люк машины, -ув.идел какие-то приборы, механизмы, рукоятки — за голову взялся: вовек мне в них не ра­ зобраться...» Разобрался ефрейтор Кочетов во всем. Он стал отличным специалистом, умелым воином. Он не только хорошо усвоил на­ значение приборов, механизмов и т. д., не только научился на них четко, безошибоч­ но работать, но и приобрел такие нужные военному человеку качества, как смелость, решительность, инициативность, крепкая у физическая закалка... Качества,1 которые . и делают солдата солдатом, без которых нет у него боевого счастья, нет победы над врагом. Боевое мастерство рождается в нелег­ ком, напряженном труде. Не одна капля пота упадет на землю, прежде чем юноша, ставший солдатом, научится метко стре­ лять, уверенно водить боевую машину, в средствах защиты преодолевать зара­ женные участки местности, с полной вы­ кладкой совершать марш-броски, выпол­ нять другие задачи. Все это солдат приобретает на плановых занятиях по боевой подготовке, в ходе тактических учений, полевых выходов, тре­ нировок и т. д. На этих ж е занятиях он с помощью командиров, создающих слож­ ную обстановку, крепнет физически, зака­ ляет характер, волю, приобретает качест­ ва настоящего воина, которому не страшно будет идти в бой. Недаром ведь еще А. В. Суворов говорил; трудно в ученье — легко в бою... Немало учебно-боевых задач и норма­ тивов выполняют в о и н ь і ! во время плано­ вых занятий. Разная у них сложность. Вы­ полнение одних требует от воина ловко­ сти, сноровки, недюжинной физической силы. Выполнение других — смелости, му­ жества, большой силы воли. Выполнение третьих — глубоких знаний техники и ору­ жия, хорошей натренированности. Скажем, чтобы сменить в разбитой гу­ сенице траки, танкисту надо приложить .юмало мускульцых усилий. Нужны здесь * и сноровка, и натренированность. Чтобы поразить из пушки БМП бронированную Цель, наводчик-оператор должен отлично знать все тонкости, касающиеся стрельбы, Должен иметь- навыки меткого огневика. Но бывают задачи, выполнение которых требует от воина немалого мужества. Вот одна из ни х— так называемая обкат­ ка молодых воинов танками. ...Грохочущая многотонная громада тан­ ка приближалась к окопу, в котором с гранатой в руках находился молодой сол­ дат рядовой А. Кашин. Вздрагивала земля от сотрясения, и сол­ дату казалось, что стенки окопа не выдер­ жат и сойдутся, заживо похоронив его. Страшно, когда на тебя идет танк. Слиш­ ком уж неравный поединок, но солдат знает: в этом поединке он должен побе­ дить. Такую задачу поставил перед ним командир. — Смелый воин танка не испугается,— говорил подчиненным командир роты.— Он уничтожит его, если будет действовать хладнокровно, решительно, дерзко. Дейст­ вовать вот так... И офицер, взяв автомат и гранату, спрыгнул в окоп и показал, как надо дей­ ствовать. Со стороны смотреть — и то не очень это простое дело — обкатка танками. Хотя все знают: риска никакого, все меры б е з­ опасности соблюдены, а главное — не ре­ альный противник на тебя идет, чтобы растерзать гусеницами, вмять в землю,— идет свой танк, а ведет его механик-води­ тель, чья кровать в казарме стоит рядом с твоей, и что это всего лишь учебные занятия. И все-таки... Все-таки рядовому Кашину было страш­ но. Он весь взмок от напряжения и п ере­ живаний, и, наверное, была минута, когда его подмывало выскочить из окопа и бр о ­ ситься прочь от этой грохочущей грома­ дины. Но он сумел преодолеть страх, остался в окопе, обстрелял смотровые приборы танка, а когда машина прошла над ним, обдав землей, дымом, оглушив ревом дви­ гателя, лязгом гусениц, он усилием воли сбросил с себя оцепенение, высунулся из окопа и швырнул гранату на трансмиссию. Проделав все это, рядовой Кашин испы­ тал настоящее потрясение. Бледный, осу­ нувшийся, подошел он к товарищам, но глаза его светились радостью. — Ничего,— просто сказал ему коман­ дир.— Вам это пригодится в бою. Вы те­ перь сами убедились, что и с танком мож ­ но воевать один на один... Случается, не всегда удается преодолеть робость, неуверенность, смятение, и тогда командир еще и еще раз объясняет, убеж­ дает, доказывает, сам показывает, как на­ до выполнять тот или иной элемент боя. Современный бой потр'ебует от каждого воина максимального напряжения мораль­ ных и физических сил. Ведь действовать придется в условиях применения против­ ником оружия массового поражения, в не­ имоверно трудной, быстро меняющейся обстановке, когда жестокий, сильный и ко­ варный враг будет изо всех сил стремиться одержать верх. Нелегко будет его побе­ дить. Но чтобы победить, надо сейчас, в мирное время, учить воина тому, что не­ обходимо на войне. Наши командиры этому уделяют много внимания. Прежде всего сама программа боевой подготовки рассчитана на то, что­ бы воины приобретали нужные для боя навыки. Она предусматривает отработку 115 8*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2