Сибирские огни, 1982, № 2
стро и четко развернулись в нужном на правлении и встретили «противника» таким иоідным натиском, таким губительным ог нем, что он вынужден был поспешно рети роваться, понеся значительные потери. Наблюдавший за бо ем Маршал Совет ского Союза сказал потом танкистам: _ Молодцы. Вижу — умеете вы вое вать... Умение воевать — это самая высокая степень боевой выучки каждого воина и подразделения в целом. Но, как гласит солдатская мудрость, чтобы на войне вез ло, надо знать военное ремесло. Каким приходит молодой солдат в под разделение? На этот вопрос хорошо отве тил ефрейтор Н. Кочетов, один из лучших наводчиков-операторов боевой машины пехоты. Он сказал: «Вспомню, каким был я вначале,— смешно становится. Выстрела боялся, к БМП робел подойти. Помню, за глянул в открытый люк машины, -ув.идел какие-то приборы, механизмы, рукоятки — за голову взялся: вовек мне в них не ра зобраться...» Разобрался ефрейтор Кочетов во всем. Он стал отличным специалистом, умелым воином. Он не только хорошо усвоил на значение приборов, механизмов и т. д., не только научился на них четко, безошибоч но работать, но и приобрел такие нужные военному человеку качества, как смелость, решительность, инициативность, крепкая у физическая закалка... Качества,1 которые . и делают солдата солдатом, без которых нет у него боевого счастья, нет победы над врагом. Боевое мастерство рождается в нелег ком, напряженном труде. Не одна капля пота упадет на землю, прежде чем юноша, ставший солдатом, научится метко стре лять, уверенно водить боевую машину, в средствах защиты преодолевать зара женные участки местности, с полной вы кладкой совершать марш-броски, выпол нять другие задачи. Все это солдат приобретает на плановых занятиях по боевой подготовке, в ходе тактических учений, полевых выходов, тре нировок и т. д. На этих ж е занятиях он с помощью командиров, создающих слож ную обстановку, крепнет физически, зака ляет характер, волю, приобретает качест ва настоящего воина, которому не страшно будет идти в бой. Недаром ведь еще А. В. Суворов говорил; трудно в ученье — легко в бою... Немало учебно-боевых задач и норма тивов выполняют в о и н ь і ! во время плано вых занятий. Разная у них сложность. Вы полнение одних требует от воина ловко сти, сноровки, недюжинной физической силы. Выполнение других — смелости, му жества, большой силы воли. Выполнение третьих — глубоких знаний техники и ору жия, хорошей натренированности. Скажем, чтобы сменить в разбитой гу сенице траки, танкисту надо приложить .юмало мускульцых усилий. Нужны здесь * и сноровка, и натренированность. Чтобы поразить из пушки БМП бронированную Цель, наводчик-оператор должен отлично знать все тонкости, касающиеся стрельбы, Должен иметь- навыки меткого огневика. Но бывают задачи, выполнение которых требует от воина немалого мужества. Вот одна из ни х— так называемая обкат ка молодых воинов танками. ...Грохочущая многотонная громада тан ка приближалась к окопу, в котором с гранатой в руках находился молодой сол дат рядовой А. Кашин. Вздрагивала земля от сотрясения, и сол дату казалось, что стенки окопа не выдер жат и сойдутся, заживо похоронив его. Страшно, когда на тебя идет танк. Слиш ком уж неравный поединок, но солдат знает: в этом поединке он должен побе дить. Такую задачу поставил перед ним командир. — Смелый воин танка не испугается,— говорил подчиненным командир роты.— Он уничтожит его, если будет действовать хладнокровно, решительно, дерзко. Дейст вовать вот так... И офицер, взяв автомат и гранату, спрыгнул в окоп и показал, как надо дей ствовать. Со стороны смотреть — и то не очень это простое дело — обкатка танками. Хотя все знают: риска никакого, все меры б е з опасности соблюдены, а главное — не ре альный противник на тебя идет, чтобы растерзать гусеницами, вмять в землю,— идет свой танк, а ведет его механик-води тель, чья кровать в казарме стоит рядом с твоей, и что это всего лишь учебные занятия. И все-таки... Все-таки рядовому Кашину было страш но. Он весь взмок от напряжения и п ере живаний, и, наверное, была минута, когда его подмывало выскочить из окопа и бр о ситься прочь от этой грохочущей грома дины. Но он сумел преодолеть страх, остался в окопе, обстрелял смотровые приборы танка, а когда машина прошла над ним, обдав землей, дымом, оглушив ревом дви гателя, лязгом гусениц, он усилием воли сбросил с себя оцепенение, высунулся из окопа и швырнул гранату на трансмиссию. Проделав все это, рядовой Кашин испы тал настоящее потрясение. Бледный, осу нувшийся, подошел он к товарищам, но глаза его светились радостью. — Ничего,— просто сказал ему коман дир.— Вам это пригодится в бою. Вы те перь сами убедились, что и с танком мож но воевать один на один... Случается, не всегда удается преодолеть робость, неуверенность, смятение, и тогда командир еще и еще раз объясняет, убеж дает, доказывает, сам показывает, как на до выполнять тот или иной элемент боя. Современный бой потр'ебует от каждого воина максимального напряжения мораль ных и физических сил. Ведь действовать придется в условиях применения против ником оружия массового поражения, в не имоверно трудной, быстро меняющейся обстановке, когда жестокий, сильный и ко варный враг будет изо всех сил стремиться одержать верх. Нелегко будет его побе дить. Но чтобы победить, надо сейчас, в мирное время, учить воина тому, что не обходимо на войне. Наши командиры этому уделяют много внимания. Прежде всего сама программа боевой подготовки рассчитана на то, что бы воины приобретали нужные для боя навыки. Она предусматривает отработку 115 8*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2