Сибирские огни, 1982, № 2

как тот замкомвзвода «для острастки». (Кстати, с тем сержантом у Чеботарева по­ том наладились очень хорошие отноше­ ния.) Иной раз достаточно было, замечания или беседы — и Чеботарев возвращался в колею нормальной службы. Да и душой солдат оттаял, стал общительнее с сослу­ живцами, ровнее. Однажды подошел к ко­ мандиру роты и задал неожиданный воп­ рос: «Товарищ старший лейтенант, можно мне стать наводчиком?»—«В принципе можно,— подумав, ответил офицер.— Только почему не хотите быть заряжа­ ющим?»—«Не знаю, почему,— признался солдат.— Но мне очень хочется стать на­ водчиком.— И поторопился заверить: — Я смогу! Честное слово!»—«Хорошо,—.ска­ зал офицер,— осваивайте исподволь, эту специальность, а появится возможность — буду ходатайствовать о назначении вас на должность наводчика орудия. Только,— командир пристально посмотрел в лицо солдату,— с условием: стать сейчас отлич­ ным заряжающим, а потом, когда решится вопрос,— отличным наводчиком. Идет?»— «Так точно!»— обрадованно воскликнул ря­ довой Чеботарев... Прошло время, и если у танкистов этой роты спрашивали, кто у них лучший навод­ чик орудия, они в один голос отвечали: «Рядовой Чеботарев, кто же еще...» А к концу службы он уже был специа­ листом 1-го класса, имел знак «Отличник Советской Армии». Уволился Чеботарев комсомольцем, по­ взрослевшим, во многом изменившимся человеком. Вся шелуха слетела с него прочь. Увольнялся, зашел к командиру ро­ ты проститься... Стоит, и губы дрожат... «Пиши,— сказал ему офицер,— приезжай в гости. Ты ведь здесь не чужой». Вот такая история. И она далеко не еди­ ничная. Кто знает,4 что было бы с Чебота­ ревым, не попади он в армейскую среду. Как говорят в народе, на благодатной поч­ ве и сухое дер ево начинает оживать, нали­ ваться соком жизни... Однако быть дисциплинированным се­ годня — это не только быть всегда по ф о р ­ ме одетым, не разговаривать в строю, не ходить в самовольную отлучку, беспреко­ словно повиноваться командирам и т. д. Воинская дисциплина имеет более широ­ кий смысл. Дисциплина боевого дежурст­ ва, дисциплина марша, дисциплина по­ летов, дисциплина несения караульной службы и суточного наряда... Что она озна­ чает? Она означает то, что солдат должен выполнять все в строгом соответствии с требованием соответствующих разделов уставов, распоряжений командира, инст­ рукций и других руководящих документов. Причем выполнять, хорошо осознавая всю важность и значимость этой дисциплины, ее насущную необходимость. Крепкая воинская дисциплина всегда иг­ рала большую роль в жизни и деятельно­ сти армии. Во сто крат возросла эта роль именно сейчас, когда в руках воина нахо­ дится очень^ сложное и грозное оружие, совершеннейшая боевая техника, когда во многом видоизменились характер и мето­ ды ведения боевых действий. Возьмем боевое дежурство связиста. Сидит, скажем, у аппаратуры солдат и за­ нимается посторонним делом. Поступил 114 сигнал, но связист его не услышал, и ко­ м андир, котором у п р ед н аз н ач ен о радио- расп оря ж ен и е, остался в н еведен и и, в то в р е м я как п е р е д ним уж е п оставлена иная задача... В реальн ой бо ево й обстан овке это чревато тяж елым и последствиями. О со б е н н о б о л ьш о е зн ач ен и е им еет дис­ циплина б о ев о г о деж у р ств а ракетчиков. Ведь скорость со в р ем ен н ы х сам о л ето в ог­ ромна, а секун дн ая заминка, малейшая невнимательность одн ого и з номеров стартового или радиотехн ич еского расче­ та могут обойтись слиш ком д о р о г о . «Сей­ час, когда в воен н ом д е л е ,— говорил Л. И. Б реж н ев,— р еш аю щ а я р ол ь принад­ лежит п реим ущ ествен н о коллективным ви­ д ам оруж и я и когд а успех п рим енен ия его зависит от ум елых и согласованны х дейст­ вий многих людей, и склю чи тельн ое значе­ ние п ри обретаю т вы сокая организован- ность, постоянная собранн ость и безупреч­ ная исполнительность каж дого. Даже единичны е п роявл ен и я беспечн ости и не­ дисциплинированности со стороны военно­ служащих могут привести к тя ж елы м по­ следствиям...» Вот п очем у у личного состава постоянно воспитывается чувство ответственности, с е р ь езн о г о отнош ения к делу. И когда! отправляя о ч е р е д н у ю см ен у на б о е в о е де­ журство, ком ан ди р п о д р а з д е л е н и я гово­ рит: «Приказы ваю заступить на охрану воздушных р у б еж ей С ою за Советских Со­ циалистических Республик», он тем самым подчеркивает о гр о м н ую важность этой бо­ евой задачи, важность и ответственность приказа, который д о л ж ен быть выполнен неукоснительно. * * * Колоссальный рост социалистической промышленности, п р ои сш едш и е структур­ ные сдвиги в е е развитии позволили осна­ стить нашу арм ию и ф л от я д ер н ы м ору­ ж и ем , ракетам и разл и ч н ого назначения, сверхзвуковым и сам ол етам и , новыми бое­ выми машинами, атомными подводными лодкам и и м ногими другими современны- ми сред ствам и в ооруж ен н ой борьбы . Техническая, огневая м ощ ь арм и и ныне настолько велика, что трудн о проводить какие-то сравн ен и я с б о л е е ран н им перио­ д о м развития наших В ооруж енных Сил. ^ то Дзет п овод н ек о то р ы м товарищам ошибочно считать, что с о в р е м е н н а я война, если е е развяж ут им периалисты, будет войной «кнопочной». Мол, сиди и нажимай кнопки. Это д а л е к о не так. И в современной войне главную роль бу д е т играть человек: его ум ен и е грам отн о и б ы стро оценить об­ становку и принять единственно верное реш ен и е, его техническое и о гн ев о е ма­ стерство, уровень его морально-психоло­ гической закалки,> его воля, решитель­ ность, инициативность. Но всем у этому ч е лов ека н ад о научить. ...Учебный бой был в с а м о м разгаре. Танкисты роты, которой к о м ан довал капи­ тан В. Чернов, п ресл ед о в ал и отходящего «противника», когда тот п редп ри н ял отча­ янный м ан евр : попытался нанести насту­ п ающ ем у п о д р а з д е л е н и ю у д а р во фланг. О дн ако это ем у не удалось. Танкисты бы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2