Сибирские огни, 1982, № 2

Георгию Константиновичу о каж д о м крас­ н оарм ей ц е: «— Горшков — рубака, партизан в худ­ ш ем смысле, но в атаке — первый. На не­ го не следует повышать голос, он о б и д ­ чив, его н адо чащ е похваливать и по-това­ рищ ески указывать на н еп рави л ьн ое п ове­ дение, притом обя зател ь н о наедине... Касьянов — пулеметчик, ворон еж ски й хо­ хол, хороший боец. Ему не нужно в бою ставить задачу, он сам хорош о понимает, какую цель сл едует в первую о ч е р е д ь по­ разить. Казакевич, Ковалев, Сапрыкин — три неразлучны х друж ка, хорош и е бойцы, но любят погулять. Этих м ож н о и нужно в.,ругать п е р е д строем , пригрозить от­ править к ком иссару полка. Он у нас строгий и не любит тех, кто не б е р е ж е т честь красноарм ейца...» Такое знание ко м ан д и р о м и политработ­ ником своих подчиненных и п озволяет им успешно решать воспитательные «ребу­ сы»... О сущ ествляя индивидуальный подход, они разъ ясн яю т суть тверд ого уставного порядка, его ж и зн ен н ую необходимость, контролируют п оведен и е подчиненных, м е ­ рами у беж ден и я и принуждения влияют на их становление. Ком андир или политработ­ н и к— это ведь не только начальник, он е щ е и педагог, у него хорош и е знания пе­ дагогики и психологии, полученны е в выс­ ш ем воен н ом училище или в академии, у него жизненный опыт, б л аг о р о д н о е стрем л ен и е воспитать у подчиненного каче­ ства, присущие человеку коммунистическо­ го общества. Ком андиры и политработники, на п ле­ чах которых лежит нелегкий труд обучения и воспитания воинов,— это в ы с о к о о б р азо ­ ванные, культурные, п редан ны е сво ем у д е ­ лу оф и ц еры . Их не случайно называют становым хребтом армии. Им енно они, оф и ц еры , и являются той главной силой, которая ц ем ентирует арм ейский коллектив, сплачивает его, дел ае т крепким, б о ес п о ­ собным и в первую о ч е р е д ь ф о р м и р у е т у юноши, п риш едш его в армию , все качест­ ва настоящего, з р е л о г о воина. По роду своей деятельности м н е прихо­ дится общ аться со многими ком андирам и и политработниками, и я хор ош о вижу,, сколько радости, счастья и удовл етворен и я приносит им нелегкая о ф и ц е р с к а я служба, работа с людьми... Вот один из них — зам еститель ком ан ди ­ ра полка по политической части капитан Павел Петрович П оном арев. Сын ф ронтовика, в ы ходец и з трудовой семьи, бывший зоотехник, он н авсегда по­ любил арм ию и решил связать с нею свою жизнь. Был солдатом, ко м ан д и р о м о тд е л е ­ ния связистов, инструктором политотдела по ком сом ольской работе. Отслужив ср о ч ­ ную, поступил в вы сш ее военно-политиче­ ское училище, окончил его с отличием. Там он был с е к р е т а р е м ком сом ольской, затем партийной организации роты. Н е­ сколько лет служил зам ести тел ем ко­ м ан ди ра отличной роты по политчасти, потом — Военно-политическая акад ем и я имени В. И. Ленина. В полку Павел Петрович пользуется в с е ­ общ им уваж ением. Д а и как не уважать такого человека, если он отлично знает и доб р о с о вестн о выполняет сво е дел о, всег­ 112 д а вним ателен к лю д ям , чуток к их запро­ сам. Он и с с о л д ат о м н айдет общ ий язык, п ри ободри т его, если надо, п о м о ж ет . Ну, а если учение или б о е в ы е стрельбы ,— ка­ питан П. П о н о м ар ев и з д е с ь бл есн ет бое­ вым м астерством . И отстрел яет на отлич­ но, и танк или БМП п р о в е д е т по трассе, как говорится, б е з сучка и задоринки... В числе лучших о ф и ц е р о в назы ваю т г Н-ской части старш его лейтенанта Юрия Езикова. К о м ан д и р о м роты он стал сразу после окончания Ташкентского высшего воен н ого о бщ ев о й ск о в о г о ко м ан д н о го учи­ лища. Что хар акте р н о д л я этого м олодого оф и ц ера? Г лубокое зн ан и е воен н ого дела, вы сокая личная органи зован н ость, умение работать с подчиненными. Он требовате­ лен и сп равед лив, принципиален и добр, З а таким к о м а н д и р о м сол даты пойдут в огонь и в воду. И не случайно рота, воз­ гл ав ляем ая к ом м ун и стом Ю. Езиковым, н еско л ь ко лет п о д р я д у д е р ж и в а е т первое м есто в соци ал и сти ч еском соревновании. И таких о ф и ц е р о в не переч есть. Они с честью о п р авд ы в аю т с в о е предн азн аче­ ние ком ан ди ров, воспитателей. Н ел ьзя не сказать и о той б о л ьш о й ро­ ли, которую играют в д е л е воспитания личного состава партийны е и ком сом оль­ ские органи зац и и п о д р аз д ел ен и й . Они сплачивают коллектив, д ел аю т его креп­ ким, б о ес п о с о б ны м , м о б и л и зую т на успеш­ н ое р еш е н и е стоящих п е р е д воинами задач. * * * Р азны е приходят в а р м и ю люди. Есть ср ед и них и так н а зы в а е м ы е «трудные», с которым и и ком ан ди ру, и коллективу приходится работать о с о б е н н о крепко. О бстановка д руж б ы , товарищ ества, еди­ нодушия и вм есте с тем взыскательности и треб овател ьн ости п ом огает им правиль­ но понять смысл тв ер д о го уставного по­ ряд ка, сбросить с с е б я наносное, в зд о р н о е, прочно и о сн овательн о стать на ноги. И п олучается из такого «трудного» хороший человек, ум елы й воин. ...В танковую роту р я д о в о й Чеботарев приш ел с м о л о д ы м п оп ол н ен и ем на долж ­ ность за р я ж а ю щ е г о и в первый ж е день нагрубил зам ести телю к о м а н д и р а взвода. С ерж ан т сказал ем у: «Ч еботарев, почему у вас кровать плохо заправлена?» И услы­ шал в ответ такое, что никакими уставами не п ред у см о тр ен о . От н еож и дан н ости зам- к ом взвода, как говорится, лишился дара речи, а когд а опом нился, построил взвод и объявил Ч е б о т а р е в у д ва н а р я д а вн е оче­ реди . «Чтоб знали, как разговари вать со старшими»,— сказал при этом сержант. Ч еботарев лишь п р е н е б р е ж и т е л ь н о хмык­ нул: мол, нашел, чем м е н я пугать, я и не такое видывал. Да, ж изнь у него бы ла несладкой. Он ран о лишился роди тел ей , воспитывался у тетки, но та в с к о р е ум ер л а, и мальчика о п редел и л и в д ет д о м . Когда ем у было четы рнадцать лет, он и з него с б е ж ал и ме­ сяца д ва слон ялся н еи звестн о где, пока его не нашли и не вернули обратно. Внешне он был симпатичным парн ем — высоким, стройным, черногл азым . А вести себ я с товарищ ам и не ум ел, разговаривал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2