Сибирские огни, 1982, № 2

го воине дисциплинированности, исполни­ тельности, ум ен и я бес п р е ко сл о вн о , точно и в срок выполнить п ри каз или р а с п о р я ­ жение к ом ан д и ра, «В к а ж д о м коллекти­ ве,— писал А. С. М а кар ен ко ,— дисциплина должна быть п оставлена выш е и н тересов отдельных членов коллектива». В армии это п р о явл я ется б о л е е р е л ь е ф н о . Именно дисциплина является тем стерж н ем , б е з которого ар м и я не м о ж е т существовать. На всем протяж ен и и сво его сущ ествова­ ния С оветская А р м и я являла собой арм ию высокой со зн а тел ь н о й дисциплины, о р га­ низованности и поряд ка. Не будь этого, не было бы столь блистательных п о б ед над сильными, коварны м и и многочисленным и врагами, не б ы л о бы подвигов, которым и восхищается весь мир. Ведь в осн ове п о д ­ вига н ар яд у с и дейностью , б л агородством лежит п р е ж д е всего вы сокая дисциплини­ рованность солдата, верность его присяге и уставу, верн ость воинском у долгу. Вступив в ряд ы В ооруж енных Сил, м о л о ­ дой ч е л о в ек п риним ает присягу и т о р ж е ­ ственно клян ется быть честным, храбрым , дисциплинированным воином. Как видим, дисциплинированность солдата стоит в о д ­ ном р яд у с такими о бщ еч ел о веч ес к и м и и боевыми качествами, как честность и храб­ рость. Это п о д ч ер ки вает важность дисцип­ лины. В со в р ем ен н ы х условиях, когда а р ­ мия в о о р у ж е н а слож н ейш ей техникой и оружием, когд а в значительной степени изменились характер и м ето д ы веден ия боевых действий, р ол ь дисциплины, орга­ низованности и тв ер д о го уставного п о р я д ­ ка ещ е б о л е е в озросла. ...Рядовой Владимир Д воркин рос в о б е ­ спеченной с е м ь е . Он был единственным ребенком, и п оэтом у родители баловали его, во всем потакали, Владимиру м н огое было п о зво л ен о . Захотел он иметь д о р о ­ гой м агн и тоф он — купили. Захотел «просто так» съ езд и ть в Прибалтику — дали денег. Не захотел сразу ж е после д ес ятого клас­ са идти работать или учиться — не пошел. В 'друзьях он был н еразборчи в. Любил, как он сам вы раж ался, «вольную жизнь». А что значит — «вольная» жизнь? Это зна­ чит, по его мнению , что захотел, то и сделал, и никто т е б е не указ... Надев солдатскую ф о р м у , Владимир вы­ нужден бы л расстаться со многими своими привычками и привязанностями, со всем тем, что б ы л о ем у на «гражданке» удобным и приятным. Дом аш н и й комф орт, ро д и тел ь ­ ская о п ека — все это осталось позади. По­ этому нел егк о давались Владимиру первы е шаги в его служ бе. Много усилий пришлось сделать ем у над собой, м ного работали с ним ком ан ди ры , п р е ж д е чем он стал д о ­ стойным защ итником Родины. Юноша стал сол датом . А солдат д олж ен Уметь все делать: и подворотничок при­ шить, и о б м у н д и р о в ан и е выстирать, и ав­ томат р а зо б р а т ь и собрать, и из пушки стрелять, и окоп рыть, и в атаку ходить, к боевую м ашину водить... И е щ е он д о л ­ жен ум еть повиноваться. Чтобы быть исполнительным, старател ь­ ным, дисциплинированным, н ад о неукосни­ тельно выполнять все треб ован и я уставов и присяги — эту мысль постоянно п о д ч ер ­ кивают, р аб отая с подчиненными, ком ан ­ диры и политработники. Но не б е з д у м ­ ным, не м еханическим , не внешним д о л ж - но.бы ть повиновение, а созн ательны м , иду­ щим от понимания важности и ответствен­ ности задач, возлагаемы х на в о о р у ж ен н о го защитника Родины. Что п ри общ ает воина к служ бе? Во-первых, сам а е е специфика. Четкий, х о рош о отлаж енный ритм ар ­ м ей ского бытия вы рабаты вает у воинов привычку делать все точно, воврем я, о р ­ ганизованно. Он внутренне подтягивает че­ ловека, вы рабаты вает у него собранность, пунктуальность. А это о ч е н ь ' х о рош и е черты. На о д н о м из ком сом ольски х собраний, состоя вш ем ся в м о т о стр ел к о в о м п о д р а з ­ делении, где служит о ф и ц е р В. Геррат, речь заш л а о необходим ости строгого и точного выполнения всеми воинами п р е д ­ писанных р ас п о р я д к о м дн я м ероприятий. Выступая п е р е д товарищ ам и, старший с е р ­ жант А. Приходченко признался: «Д а ж е не знаю, как я бу д у жить на граж д ан ке. Я от н ее уж е отвык, а здесь, в армии, я чувст­ вую себ я спокойно, я знаю, что, как и когда м н е делать, ритм м о е й жизни четко отлаж ен и оп редел ен ». А на вопрос: «Чем вам нравится а р м е й ­ ская служба?», заданный группе воинов о д н о го из р азв е д п о д р а з д е л е н и й , око л о 80 процентов солдат и серж ан тов ответили: «Строгим п оряд ком , дисциплиной». Во-вторых, ц ел ен ап равл ен н ая воспита­ тельная работа, п р о в о д и м ая с личным со ­ ставом. П ри дя в п о д р а з д е л е н и е , воин на специальных занятиях изучает уставы, в ко­ торых четко и недвусмы сл ен н о о п р е д е л е ­ ны правила его поведения, службы, учебы, жизни и т. д. Уставы по праву называют с в о д о м законов. Это действительно з а к о ­ ны, они и м ею т правовую силу, и мы, люди военные, обязаны их неукоснительно вы­ полнять. В то ж е в р е м я они м у д р ы и сп р а­ ведливы, их суть и н азн ачен и е не рассчи­ таны на б езд уш н о го и о б ол ван ен н ого сол- дата-робота, а на воина высокой со зн ател ь­ ности, культуры, б л агород ства и м уж ества. И зучение уставов идет не тол ько на зан я­ тиях. В п о д р азд ел ен и ях и частях п р о в о ­ дятся б еседы , тем ати чески е в еч ера, дис­ путы, п е р е д воинами выступают пропаган­ дисты, лекторы, юристы. Но ничто в воспитании сол дата не з а м е ­ нит индивидуальной работы с ним. Вся д е ­ ятельность к ом ан д и ров и политработников н ап равл ен а на то, чтобы из вч ераш н его тракториста, слесаря, учащ егося получил­ ся зрелы й воин, настоящий солдат. С чего начинается эта работа? С кроп от­ ливого изучения подчиненного: его харак­ тера, привычек, наклонностей, д о а р м е й - ского о б р а з а жизни, сем ей н о го п о л о ж е ­ ния, взглядов на служ бу и т. д. Ведь чтобы влиять на подчиненного, воспитывать, н ад о п р е ж д е всего хорош о знать его. Как п оет­ ся в песне, люди — как реки... У каж дой реки свой рисунок русла, сво е течение, свой нрав. Так и у человека. Нет лю д ей похожих... Мне вспоминается в связи с этим один эпизод, рассказанный в своих воспом ина­ ниях прославлен ным советским п ол ко во д ­ ц ем Г. К. Жуковым. Когда после окончания кавалерийских курсов он был назначен ко­ м ан д и р о м взвода, его п редш ествен н и к Агапов, п ер ед а в ая взвод, так рассказы вал 111 і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2