Сибирские огни, 1982, № 2

На воспитательную работу с личным с о ­ ставом глубокий отпечаток в н астоящ ее іремя наклады ваю т возрастан и е военной опасности со стороны и м п ери ал и зм а, о б ­ острение и деол огич еской б о р ь б ы на м и р о ­ вой арен е. С ейчас сл ож и л ось такое п ол о­ жение, что, с одн ой стороны, создались цорошие в о зм ож н ости для б о л е е ш и роко­ го расп ростран ен и я и д ей соц и али зм а, а с другой— б о л е е оголтелой, и зощ р ен н о й стала и м периалисти ческая пропаганда, от­ равленные стрелы которой в значительной своей части нац ел ены против Советских Вооруженных Сил. О тсю да вытекает н еоб- юдимость реш и тельн ого р азоб л ачен и я идеологических ди версий врагов соц и али з­ ма, повышения политической бдительности. Все это вносит свои коррективы в со ­ держание и м е то д ы и деол огич еской ра­ боты в арм и и и на ф л о те и не м о ж е т не учитываться в д е л е дальн ейш его повыш е­ ния воспитательной роли Вооруженных Сил. Он о достигается п р е ж д е всего путем наиболее полной реали заци и нашими ко­ мандирами, политработниками, партийны­ ми и к о м со м о л ь ск и м и ' организациям и тех программных установок, которы е с о д е р ­ жатся в реш ениях XXVI с ъ езд а КПСС, в постановлении ЦК КПСС «О дал ьн ейш ем улучшении и деологической , политико-вос­ питательной работы», других документах партии и правительства, в указаниях и р е ­ ком ендациях Г ен ерал ьн ого с е к р ет ар я ЦК КПСС, П р е д с е д а т е л я П резид и ум а Верхов­ ного С овета СССР товарищ а Л. И. Б р е ж ­ нева, в приказах и директивах министра обороны СССР, начальника Главного поли­ тического управл ен и я СА и ВМФ. Магистральный путь повышения э ф ф е к ­ тивности воспитательной работы — комп­ лексный п одход к постановке всего дела воспитания. В условиях Вооруж енных Сил такой п одход п р ед п ол агает тесн ое единст­ во идейного, воинского, нравственного, эс­ тетического, правового, ф и зи ческого вое-, питания личного состава — то есть всего арсенала средств, которым и располагают наши ком ан ди ры и политработники. Не со л дата-роб ота, обученного только стрелять, водить б о е в ы е машины, ходить строевым шагом, надевать противогаз, рыть окоп и т. д., до л ж н а ф о р м и р о ват ь армия, а всесторон н е развитую личность. Причем основной упор д ел ается на воспи­ тание у воина высоких м оральны х качеств. Таких, как лю б овь к Родине, верность воинскому долгу, честность, мужество, благородство, готовность к с а м о п о ж ер тв о ­ ванию ради счастья своей страны, готов­ ность к подвигу. А р а зв е не являются вы­ сокими м орал ьны м и качествами тр у д о лю ­ бие, д о б р осовестн ость в работе, с т р е м л е ­ ние сделать сво е д е л о как м ож н о лучше? Моральный кодекс строителя ком м ун и з­ ма в н астоящ ее в р е м я п ри обретает ещ е большее значение. Усложнились задачи, поставленные партией п е р е д советскими 1 людьми, в о зр о с л а ответственность каждо- ^ го человека за тот участок работы, на ко- 1 тором он трудится. Это в равной степени относится и к воинам Вооруженных Сил. Вот почему, обучая и воспитывая подчи­ ненных, ком андиры , политработники стр е­ мятся к тому, чтобы этот кодекс становил­ ся для воинов закон ом . И не только на пе­ риод службы, но и на всю жизнь. Есть ли в деятельности ком ан ди ров и политработников какие-либо о со б ы е «сек­ реты»? О собы х секретов, конечно, нет. Хотя арм ей ская специфика и накладывает свой отпечаток на весь п роц есс воспита­ ния ставшего сол датом юноши, вносит в него св о ео б р ази е, о котором мы и в е д е м речь в данной статье. * * * В ремя и сущ ествующ ая в м и р е обста­ новка расширили, углубили и намного усложнили круг задач, выполняемых ныне советскими воинами. О дн ако главная их зад ача остается п реж н ей — надеж н о б е р е ч ь от врагов по­ кой и счастье своей Родины. А что такое Родина? «Это,— по сл овам известного рус­ ского советского писателя А. Н. Толсто­ го,— весь народ, соверш ающ и й на данной п лощ ади свое истори ческое движ ение. Это — прош л ое н арода и будущ ее. Это — его с в о ео б р азн ая культура, его язык, его характер, это — цель со верш аем ы х им р е ­ волюций, исторических скачков, узлов его истории». И юноши, идя в армию , хорош о понимают, что им д о в е р е н о выполнять эту главную задачу... С первого ж е дня пребы вания в армии юноша попадает в о собы е условия — в б о ­ л е е ж есткие и суровы е. Напрочь л ом а ется весь уклад привычной дл я него жизни. Как было у него раньше? Куда захотел — туда пошел, что захотел — то и сделал. Когда угодно лег, когда угодно встал. Ни­ кто не командует, никто не стоит над ду­ шой. Вольница!.. Но вот у воен ком ата разд ается ком ан да «Строиться!», и с этой минуты юноша уж е не волен расп оряж аться собой. Он вынуж ден подчиняться, и хотя к этому он психологически готовился зар а н ее, хотя и з р ассказов и воен рука школы, и старш его брата, у ж е отслужившего свой срок, из книг и киноф ильм ов об армии знал, что так и будет, тем не м е н е е в нем ещ е живет вольный дух «гражданки», и т р е б о ­ вание повиноваться он восприним ает пока что неосознанно, просто с любопытством. Надев солдатскую ф о р м у , он все чаще слышит эти команды, все б ол ьш е испыты­ вает на себ е суровость дисциплинарных ограничений, нелегкую обязанность ратн о­ го труда, но под влиянием активной ц е л е ­ направленной воспитательной работы ко­ м ан ди ров, политработников он начинает понимать н еобходим ость этого, начинает п риобретать солдатскую зрелость. А что такое солдатская зрелость? Это прочная и дей н ая закалка, высокая б о ева я выучка, строгое с о б лю д ен и е требований уставов, присяги, приказов и р а с п о р я ж е ­ ний ком андиров. Это ум ение быть на поле б о я см елым , м ужественным , готовность п ож ертвовать собой, но д о конца выпол­ нить свой воинской долг. Воспитание м о л о д о го воина идет ком п­ лексно, по всем направлениям . Но глав­ ным, связующим стерж н ем воспитания яв­ ляется ф о р м и р о в а н и е у него идейной убежденности, политической созн ател ьн о­ сти, готовности сам о о твер ж ен н о защищать социалистическое Отечество, быть верным 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2