Сибирские огни, 1982, № 1

относится она к отцу Зандана с полным уважением, но ведь заранее не угадаешь, как обернется. А теперь не время шутки шутить. Всегда почитавший священные обо ', старик был рад-радехонек, что в трудную минуту сама'судьба принесла ему утешение и избавление от всех тревог и напастей. Он долго шептал какие-то слова. Может, просил прощения за то, что нарушил вековой обычай. Может, благода­ рил за спасение от дикого зверя. Может, вымаливал предотвращение новых опасностей от тех, кто остался позади и кто еще повстречается. Может, выпрашивал щедрых туч и благодатного дождя для истомлен­ ной от жажды степи. Может, молился о скором возвращении сына, сча­ стливо уцелевшего на войне... Той порой проснулись Сэренцу с Баиром. Мальчонка хотел побе­ жать к деду, стоявшему поодаль у диковинного камня и странно раска­ чивавшемуся из стороны в сторону, будто хотел унять какую-то боль, но мать удержала его. Она поняла, в чем дело, и, чтобы ублажить ста­ рика, стала громко восхищаться, в каком красивом месте и как кстати остановились на отдых. ...На пригорке возвышался огромный валун, до черного блеска обточенный ветрами, дождями и снегом. То, что лежит он здесь с дав- них-предавних времен, подтверждали полустершиеся знаки на его по­ верхности — не то рисунки, не то узоры, своеобразные тамги-печати лю­ дей, некогда населявших эти края. Вокруг валуна там и сям были разбросаны подношения — монеты, коробки со спичками, засохшие комочки творога... Ветви березы, скло­ ненной над валуном, сплошь увиты-увешаны вылинявшими и совсем еще новыми цветными ленточками, лоскутами, узелками, пучками кон­ ских волос. Мало осталось таких людей, кто оставлял дары у священ­ ного обо, веря, что эти приношения оградят от бед и несчастий на земле и зачтутся там, в потустороннем мире. Большинство делало это по при­ вычке, а то и «на всякий случай» — вдруг и в самом деле что-то в этом есть? Доведись Сэренцу одной ехать мимо обо, вряд ли удержалась бы она от того, чтобы не положить что-нибудь к камню или подвязать ветке березы. Случалось ей поступать так. И не раз. Верила? Нет, ко­ нечно. И не о себе думала — о Зандане... Нашептавшись у валуна, дед Боди вернулся к телеге, отломил ку­ сок лепешки, взял несколько ломтиков сушеных пенок, добавил к ним конфету, подаренную внуком, разбросал все это у камня. — Мам, я хочу есть,— попросил Баир. Сэренцу сходила к роднику, принесла полную кастрюлю чистой холодной воды. Боди набрал аргала-кизяка, сухих веток, установил на старом кострище таган, развел огонь. Пока закипел чай, путники осмотрели навьюченный на подвод) скарб, проверили, хорошо ли увязаны вещи. С самого верха Сэренцу сняла старательно завернутый в одеяло патефон — премию Зандана за работу в колхозе. Поставила патефон на траву рядом с телегой, за­ вела пружину, и полилась песня о красном сандале — любимая песня Зандана. Слушая ее, все трое вспоминали дорогого им человека, подпе­ вали потихоньку: Красный сандал, вспоивший Прозрачный источник, прекрасен... Подкрепились, отдохнули, тронулись дальше. Уже в сумерках добрались к речке Тасархай. Русло ее во многи местах почти совсем пересохло. Даже не понять было, почему где-і еще течет вода, потом бесследно исчезает, а на каком-то отрезке ней: вестно откуда появляется вновь. Кое-где, превратившись в неболыш озерца, посверкивали глубокие омута и бочажины. 40 ' О б о — жертвенник, место свершения религиозных обрядов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2