Сибирские огни, 1982, № 1

И второе из длинного ряда, о чем хоте­ лось бы сказать,— это многослойное, объ­ емное, доскональное и предельно доказа­ тельное исследование Б. А. Рыбаковым, если можно так выразиться, «языческого характера» русского православия. Христи­ анство, призванное на нашу почву объек­ тивными законами развития общества, в .частности свыдвижением и окончательным оформлением нового феодального класса, расслоением общества, победило скорее внешность язычества — свергло кумиров, уничтожило капища,— нежели победило его суть. Это сказалось и в том, что цер­ ковные праздники оказались сориентиро­ ванными на языческие сезонные празднест­ ва, что они сохранили в достаточной мере магические обряды древних, это сказалось, и в том, что с привнесением нового бога народ продолжал поклоняться своим преж­ ним богам — матери-земле, родине и при­ роде. И даже, как убедительно показывает Б. А. Рыбаков, в образе богородицы, чей культ стал особенно популярным на Руси, народ видел образ своей древней богини — Матери-Земли, поклонялся ее чудодейст­ венному свойству продолжения жизни. Церковь ударила по главному в древней идеологии славян — по их связям с при­ родой, лишив эти связи духовного напол­ нения, ударила по всему, что воплощало эти связи — от могущественного культа предков, этики, связанной с этим культом, до всех языческих богов и божков, олицет-, воряющих стихии природы. Так человек оказался духовно выключенным из великой семьи живой природы и поставлен над нею «царем». И в этой переориентации, в этом изме­ нении отношений к жизни • и природе, к предкам и космосу необходимо искать но­ вые черты национального характера и куль­ туры, поскольку языческое стремление ко всеобщему благу дополнилось, а где-то и сменилось обостренной страхом загробного возмездия заботой об индивидуальном бла­ женстве. И академик Б. А. Рыбаков в своем труде помогает судить об этом,— многослойно, с глубочайшими экскурсами в первобытные времена, проникая в истоки славянского духа, выявляя в культуре, исконное, корне­ вое, глубинное и естественное, доказатель­ но обосновывая его появление и проявле­ ния во всем, что связано с искусством и бытом народа. Заключая свою книгу, Б. А. Рыбаков пи­ шет: «С течением веков славянское языче­ ство все более становилось выражением народного мировосприятия. Церковь с ее международной культурой богословской литературы, живописи, храмосоздательства и торжественно-театрального литургическо­ го действа стала прежде всего выразитель­ ницей феодальной идеологии. Язычество же удержалось в деревне и было формой про­ явления народных крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах... Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления ее архаичной языческой ПОД- основы. Изучение язычества — это не толь­ ко углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа». И в свете основополагающих положений этой книги становится понятней и то веч­ ное внимание русской поэзии всех времен к миру деревни, крестьянства, природы — именно Там искала и находила поэзия ис-І точник вечного родства и природной сути славянства. Становится понятней непрехо­ дящий успех современных прозаиков, так называемых «деревенщиков», ибо они ищут и находят вечные истоки движения, транс­ формации славянской души, обращаясь к ' той области нашей жизни, которая в силу объективных закономерностей несет и со­ храняет то, что академик Б. А. Рыбаков называет «глубокими корнями», «глубиной памяти». Александр ПЛИТЧЕНКС Журнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 1 - 1982 г. З а п а д н о -С и б и р с к о е к н и ж н о е и з д а т е л ь с т в о . 63 0 0 9 9 , Н о в о с и б и р с к , К р а с н ы й п р о с п е к т . Х у д о ж е с т в е н н ы й р е д а к т о р А . Н . Т О Б У Х . Т е х н и ч е с к и й р е д а к т о р Н. М. П О Т О Ц К А Я . А д р е с р е д а к ц и и : Н о в о с и б и р с к . 50. К р а с н ы й п р о с п е к т . 80. Т е л е ф о н ы : гл. р е д .— 22-19-41. за м . гл. р е д ,— 21-54-28. отд. п р о з ы — 21-53-67. о тд о ч е р к о в — 21-56-09 отд. п р э зи и — 21-56-29, о тд ., к р и т и к и — 21-56-50. о тв . с е к р е т а р ь — 21-55-18, за в . р е д а к ц и е й — 21-56-23._____________________, С д ан о в н а б о р 18.09.81 г. П о д п и с а н о в п е ч а т ь 25.11.81 г. М Н 05286. Ф о р м а т 7 0 X 1 0 8 /1 6 . Б у м . ти п . № 2. Г а р н и т у р а л и т е р а т у р н а я П е ч а т ь в ы с о к а я . У ел. п еч . л 15,4. У ч.-и зд. л . 20,1 1 . Т и р а ж 123000. З а к а з 1. Ц е н а 80 ко п . Т и п о г р а ф и я и з д -в а « С о в е т с к а я С и б и р ь» 630 0 4 8 , Н о в о с и б и р с к , у л . Н е м и р о в и ч а -Д а н ч е н к о , 104.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2