Сибирские огни, 1982, № 1
ред читателем процесс взаимодействия весьма Слизких, но не тождественных фоль клорных традиций русского, украинского и белорусского народов в ходе освоения ими Сибири, в ходе формирования сибиря ков как этнической общности. Сборник «Календарно-обрядовая поэзия сибиряков» снабжен добротным научньСМ аппаратом — списком собирателей и исполнителей фольк лора, словарем малоупотребительных, диа лектных и архаических речений, переводом украинских и белорусских слов, алфавит ным указателем песен — все это делает из дание редкостным, заслуживающим всяче ского одобрения. Ёвг. ЛУЧИНЕЦКИЙ Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян. М., «Наука», 1981. Глубокие корни... Глубина памяти... Истоки славянской культуры... Эти векторные определения, вынесенные в названия глав и частей нового труда за мечательного советского ученого академи ка Б. А. Рыбакова, являют нам простран ственно - временную направленность и динамику его пристального поиска, указы вают предмет и пафос его фундаменталь ого исследования. Ученый широко привлекает богатейший этнографический материал, выявляет в об ядах, обычаях, декоративном искусстве славян все, что сохранилось от дохристи нских времен. Ученый досконально про леживает и убедительно трактует свиде- лельства летописной и церковной итературы о язычествё. Ученый активно водит в круг размышлений археологиче кие находки не только славянского реги на, но и других земель, в частности При- /ралья и Зауралья, проясняя древнюю кос- ііогонию, реконструируя, описывая и ана лизируя идеологию славянского «многобо ^кия». и Актуальность изучения мировосприятия ревних славян, выраженного в языческом омплексе — космогонии, представлениях о іроисхождении человека, законах рода, ринципах морали и этики, предписаниях ѵ обычаях,— неоспорима и важна именно (гперь, на новом витке человеческого зна ия, обогащенного марксистско-ленинской методологией. XДостаточно сказать, что последние ка итальные труды русской науки в этой об асти датируются годами первой мировой оойны, и труд Б. А. Рыбакова призван в известной мере восполнить данный пробел, иролить новый свет на многое в нашей не окальной культуре. Обосновывая свой згляд на «глубину памяти», автор пишет: без анализа язычества мы не сможем по- пъ идеологию славянских средневековых оісударств, в частности Киевской Руси... в е л и культуру феодального класса мы по- вигаем преимущественно по церковной ли- ііратуре... то культуру простого народа на іютяжении всех столетий феодализма мы аржем понять только в свете анализа ыческого комплекса. Изустная, традици- пііная многовековая культура русской де ревни — это не только сокровищница инте ресующих Нас сведений о ее глубоких корнях, но одновременно и сами те корни, на которых устояла на протяжении тяже лой тысячи лет масса трудового крестьян ства, корни, питавшие не только деревню, но и городской посад, а в какой-то мере и социальные верхи». Действительно, единственный верный ключ к пониманию древней истории — это понимание древней идеологии, проникнове ние в ее истоки и закономерности, посколь ку к истории давно прошедших времен не продуктивно было бы подходить с эталонами наших ‘теперешних устоявшихся понятий и представлений. Действительно, все богатейшее наследие устного народного творчества, декоративно прикладного искусства славянской деревни, ставшее незыблемой и бесконечно плодо родной почвой мощной русской художест- в'енной культуры, вряд ли можно с доста- ■точной полнотой постичь без исследования языческой идеологии, на основе которой складывалась исходно сама духовная жизнь славянства. И, наконец, язык наш, в пору своего ста новления, сплавлявшийся, выраставший под действием тех же языческих сил, он несет в себе эти силы, он сохранил осново полагающие черты древней идеологии. Язык как бы стал хранилищем заповедан ного нам предками «сверхсмысла», поэзии бытия, поэтому был и остается коммуника тивным средством не только внутри этой эпохи, этого времени, но и всех времен сла вянства. Пожалуй, одно из самых поразительных, принципиальных открытий Б. А. Рыбакова в новом труде — это глубоко и всесторон не обоснованное введение им в древний пан теон наравне со Сварогом, Дажьбогом, Ве лесом, Перуном предшествовавшего им ве ликого бога земледельцев. Имя этому бо гу — Род. «...В бронзовом веке (может быть, в кон це его, когда возросла роль земледелия), по всей вероятности, оформился принципи ально новый, вытекающий из мировоззре ния земледельцев, культ бога Вселен ной — Рода»,— пишет Б. А. Рыбаков, предварительно приводя этому достаточ ный свод доказательств из разных областей знания, начиная от древней литературы и кончая этнографией, фольклором и архео логией. Это открытие замечательного русского ученого являет нам не просто языковую и не только семантическую, но и — шире — идеологическую подоснову родственности понятий — РОД, ПРИРОДА, НАРОД, РОДНЯ, УРОЖАЙ, РОДИТЕЛЬ, РОД НИК, РОДИНА... Собственно, в идеологической соотнесен ности, взаимосвязи этих понятий, закреп ленной навеки в русском языке, мы ищем и находим особенности и фундаментальные черты именно славянского мировосприя тия. В этом плане значение книги академика Б. А. Рыбакова трудно переоценить. Одна ко мысли его, наблюдения, выводы следует еще и освоить, проникнуть в них, что, ко нечно же, в задачу короткой рецензии це входит. 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2