Сибирские огни, 1982, № 1

ред читателем процесс взаимодействия весьма Слизких, но не тождественных фоль­ клорных традиций русского, украинского и белорусского народов в ходе освоения ими Сибири, в ходе формирования сибиря­ ков как этнической общности. Сборник «Календарно-обрядовая поэзия сибиряков» снабжен добротным научньСМ аппаратом — списком собирателей и исполнителей фольк­ лора, словарем малоупотребительных, диа­ лектных и архаических речений, переводом украинских и белорусских слов, алфавит­ ным указателем песен — все это делает из­ дание редкостным, заслуживающим всяче­ ского одобрения. Ёвг. ЛУЧИНЕЦКИЙ Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян. М., «Наука», 1981. Глубокие корни... Глубина памяти... Истоки славянской культуры... Эти векторные определения, вынесенные в названия глав и частей нового труда за­ мечательного советского ученого академи­ ка Б. А. Рыбакова, являют нам простран­ ственно - временную направленность и динамику его пристального поиска, указы­ вают предмет и пафос его фундаменталь­ ого исследования. Ученый широко привлекает богатейший этнографический материал, выявляет в об­ ядах, обычаях, декоративном искусстве славян все, что сохранилось от дохристи­ нских времен. Ученый досконально про­ леживает и убедительно трактует свиде- лельства летописной и церковной итературы о язычествё. Ученый активно водит в круг размышлений археологиче­ кие находки не только славянского реги­ на, но и других земель, в частности При- /ралья и Зауралья, проясняя древнюю кос- ііогонию, реконструируя, описывая и ана­ лизируя идеологию славянского «многобо ^кия». и Актуальность изучения мировосприятия ревних славян, выраженного в языческом омплексе — космогонии, представлениях о іроисхождении человека, законах рода, ринципах морали и этики, предписаниях ѵ обычаях,— неоспорима и важна именно (гперь, на новом витке человеческого зна­ ия, обогащенного марксистско-ленинской методологией. XДостаточно сказать, что последние ка­ итальные труды русской науки в этой об­ асти датируются годами первой мировой оойны, и труд Б. А. Рыбакова призван в известной мере восполнить данный пробел, иролить новый свет на многое в нашей не­ окальной культуре. Обосновывая свой згляд на «глубину памяти», автор пишет: без анализа язычества мы не сможем по- пъ идеологию славянских средневековых оісударств, в частности Киевской Руси... в е л и культуру феодального класса мы по- вигаем преимущественно по церковной ли- ііратуре... то культуру простого народа на іютяжении всех столетий феодализма мы аржем понять только в свете анализа ыческого комплекса. Изустная, традици- пііная многовековая культура русской де­ ревни — это не только сокровищница инте­ ресующих Нас сведений о ее глубоких корнях, но одновременно и сами те корни, на которых устояла на протяжении тяже­ лой тысячи лет масса трудового крестьян­ ства, корни, питавшие не только деревню, но и городской посад, а в какой-то мере и социальные верхи». Действительно, единственный верный ключ к пониманию древней истории — это понимание древней идеологии, проникнове­ ние в ее истоки и закономерности, посколь­ ку к истории давно прошедших времен не­ продуктивно было бы подходить с эталонами наших ‘теперешних устоявшихся понятий и представлений. Действительно, все богатейшее наследие устного народного творчества, декоративно­ прикладного искусства славянской деревни, ставшее незыблемой и бесконечно плодо­ родной почвой мощной русской художест- в'енной культуры, вряд ли можно с доста- ■точной полнотой постичь без исследования языческой идеологии, на основе которой складывалась исходно сама духовная жизнь славянства. И, наконец, язык наш, в пору своего ста­ новления, сплавлявшийся, выраставший под действием тех же языческих сил, он несет в себе эти силы, он сохранил осново­ полагающие черты древней идеологии. Язык как бы стал хранилищем заповедан­ ного нам предками «сверхсмысла», поэзии бытия, поэтому был и остается коммуника­ тивным средством не только внутри этой эпохи, этого времени, но и всех времен сла­ вянства. Пожалуй, одно из самых поразительных, принципиальных открытий Б. А. Рыбакова в новом труде — это глубоко и всесторон­ не обоснованное введение им в древний пан­ теон наравне со Сварогом, Дажьбогом, Ве­ лесом, Перуном предшествовавшего им ве­ ликого бога земледельцев. Имя этому бо­ гу — Род. «...В бронзовом веке (может быть, в кон­ це его, когда возросла роль земледелия), по всей вероятности, оформился принципи­ ально новый, вытекающий из мировоззре­ ния земледельцев, культ бога Вселен­ ной — Рода»,— пишет Б. А. Рыбаков, предварительно приводя этому достаточ­ ный свод доказательств из разных областей знания, начиная от древней литературы и кончая этнографией, фольклором и архео­ логией. Это открытие замечательного русского ученого являет нам не просто языковую и не только семантическую, но и — шире — идеологическую подоснову родственности понятий — РОД, ПРИРОДА, НАРОД, РОДНЯ, УРОЖАЙ, РОДИТЕЛЬ, РОД­ НИК, РОДИНА... Собственно, в идеологической соотнесен­ ности, взаимосвязи этих понятий, закреп­ ленной навеки в русском языке, мы ищем и находим особенности и фундаментальные черты именно славянского мировосприя­ тия. В этом плане значение книги академика Б. А. Рыбакова трудно переоценить. Одна­ ко мысли его, наблюдения, выводы следует еще и освоить, проникнуть в них, что, ко­ нечно же, в задачу короткой рецензии це входит. 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2