Сибирские огни, 1982, № 1
ли». Несомненно, преемственность этих образов существует. Можно даже сказать, что из Максима Строгова и вырос Антон Соболев, переняв все его лучшие черты. Писатель продолжает свои давние и упор- іные поиски социально-активного героя, об- Іраза руководителя, вожака, отвечающего самым высоким требованиям народа и пар тии, воплощающего в себе лучшие черты нашего современника. Однако поиски эти ведутся Г. Марковым уже на другом витке !восходящей спирали. | Мы как-то притерпелись к штампу сред ней литературы — молодой, зеленый руко водитель мужает под заботливым крылом умудренного старшего товарища. Молодой, само собой, на каждом шагу спотыкается, проявляя свою незрелость и несамостоя тельность; старший — снисходительно по хлопывая растущего товарища по плечу (какие, мол, ваши годы), учит его ходить по руководящей стезе. В данном случае сказывается не только шаблонность мыш ления тех художников, которые этой схе мой руководствуются, но и определенная инерция самой жизни, которую упомяну тые литераторы так или иначе отражают. |Инерция, приправленная, между прочим, и теоретическими обоснованиями о духов ной недоразвитости, нравственной и соци альной заторможенности, инфантильности 'нынешней молодежи. В романе «Грядущему веку» Г. Марков развенчивает миф о затянувшемся духов ном взрослении современного поколения, о его неподготовленности к решению важ ных народнохозяйственных и общественно- политических задач. В романе немало мо лодых людей, занимающих ответственные посты, отлично справляющихся со своими обязанностями. Это и однокашник Соболе ва, заведующий облздравотделом Барха тов, и жена Антона Лена — главный агро ном колхоза, и двадцатисемилетний пред седатель Серебровского райисполкома Ха ритонов. Но прежде всего, это образ само го Антона Соболева, тридцатилетнего пер вого секретаря обкома партии. Любопытно, что, вступив на столь ответ ственный пост, он не чувствует себя ни растерянным, ни придавленным грузом ог ромной ответственности. Сказывается, ве роятно, не столько жизненный (хотя, как убеждаемся, и он не мал), сколько духов ный опыт и идейная закалка, основатель ная теоретическая подготовка и универ сальная осведомленность в различных об ластях жизни, позволяющие не теряться в самых сложных ситуациях, сопоставляя и анализируя, накодить верные пути в реше нии выдвинутых задач. Наверное, оттого и не довлеет над Соболевым груз превос ходства со стороны более старших по воз расту и жизненному опыту товарищей. На оборот, они сами с удивлением ощущают на себе его духовное влияние. Но это вовсе не значит, что, обладая та ким даром, молодой первый секретарь от рывается от масс. Соболев как раз — по стоянно стремится показать автор — не упускает возможностей общения с людьми; возможностей перенять о т них что-то пенное. Собственно, здесь уже позиция Антона Соболева, один из его принципов работы с людьми. Он убежден, что «как никогда, сегодня важна инициатива. Инициативные люди— самый ценный капитал». Но это еще и позиция автора романа, всем ходом которого он утверждает, что инициатив- нос^ .„ снизу доверху, предельная жизнен ная активность каждого из членов нашего общества есть залог общественного прог ресса. Роман «Грядущему веку» пока далек от завершения. Прояснятся до конца многие его коллизии, очертятся характеры его ге роев, в том числе и Антона Соболева, ко торому, естественно, в первой книге не дано было раскрыться полностью. Однако уже и сейчас можно смело сказать, что бремя лидера молодому коммунисту по плечу, что такие, как Антон, начиная раз бег, наверняка продолжатся в будущем, и уже нынче они становятся предвестни ками «грядущего века», достойными преем никами партийной гвардии, утверждавшей в боях революционные завоевания. А. ГОРШЕНИН Борис Климычев. Часы деревянные с беем. Повесть. Новосибирск. Зап.-Сиб. кн. изд- во, 1981. Был в Томске замечательный часовых дел мастер Николай Николаевич Николаев. Он не только добросовестно и аккуратно выполнял свою, повседневную работу — чинйл часы всех марок и систем, но очень часто и с охотой брался вернуть жизнь механизмам уникальным, за которые дру гие мастера не брались, а он работал, в ущерб заработку, вечерами, дома. А еще он сделал часы, которые наигрывали ме лодию «Интернационала». ' Его сын, тоже Коля, долго просиживал в мастерской, смотрел на работу отца, а вскоре и сам кое-что научился делать. Хорошая жизнь была. Можно сказать, прекрасная! Но все это было до войны... Началась война. Теперь уж не из любо пытства, а на работу приходит в мастер скую Николай. Он заменил ушедшего на фронт отца. Другая пошла жизнь... Кажется, сколько уж читано-перечитано рассказов о военном детстве! И заранее знаешь, что вновь прочитаешь о том, как люди голодали в те тяжкие годы, как мерз ли, как работали сверх всяких сил, как слушали сводки Совинформбюро, как опла кивали погибших... Ведь это было у мил лионов. Общее для миллионов людей! И, может быть, прежде всего поэтому не кажется повторением каждый новый рас сказ о военной поре. Самая крепкая память — это память на рода. Она не устанет, не охладеет, не станет безразличной. Вот и охватывает читателя незабытое волнение, как только берет он в руки еще одну книгу о войне. Тут примешивается у каждого еще и свое. Тем, кому сегодня пятьдесят или чуть больше, были в то время мальчишками и девчонками. И даже если их не прихвати ло пламя войны, не слышали они разрывов, не прятались от пуль, все равно они имеют право сказать, что их жизнь воистину опа лена войной. Именно к этому поколению принадлежит томский поэт Борис Климы- 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2