Сибирские огни, 1982, № 1
дент, и руководитель исторического круж ка, и литератор, и организатор заводского музея. Сюда, в дом на улице Успенского, поч тальон приносил сотни писем. И в боль шинстве из них — опять же просьба о кон сультации. «...Этот «гражданин»,— полу шутливо, полусерьезно писал о себе Пала- шенков,— очень любит получать письма от друзей, хранит в отдельных папках и ни одного письма не уничтожил. Какая судьба постигнет все это мое достояние — трудно сказать. А ведь за каждой страничкой — живая душа, дыхание времени, боль и ра дость сердца. С каким бы интересом чита ли мы письма своих дедов и прадедов». Письма, о которых беспокоился Андрей Федорович, не пропали. Они в уже упоми навшемся фонде № 2.200. И трудно ска зать, сколько исследователей еще будут благодарить человека, сохранившего их, понимавшего, что сохраняет он не просто исписанные листки бумаги, а «дыхание вре мени». Здесь письма прекрасного писателя Сергея Маркова, который советовался с Палашенковым, работая над романом о Чокане Валиханове «Идущие к вершинам». Письма талантливого сибирского садовода профессора А. Д. Кизюрина, художника Дмитрия Суслова, внучки М. И. Глинки, крупнейшего сибиреведа М. А. Сергеева, правнучки В. К. Кюхельбекера, вдовы Ге роя Советского Союза Л. Н. Гуртьева — Н. П. Гуртьевбй, историка архитектуры профессора В. И. Кочедамова, этнографа М. И. Погодина и многих других замеча тельных людей. За консультацией к Андрею Федоровичу обращались порой видные специалисты. Например, в 1966 году по совету мос ковского писателя, бывшего омича В. Г. Ут кина нагчсал письмо Палашенкову И. М. Кауфман — выдающийся библио граф. Его справочники «Русские энцик лопедии», «Терминологические словари» яв ляются фундаментальными трудами. Наи большей известностью пользуется состав ленный им указатель «Русские биографи ческие и библиографические словари» — классическая работа, известная не только у нас, но и за рубежом. В его письме Па лашенкову от 10 марта 1961 года читаем: «Работая над подготовкой описания биб лиотеки покойного Н. П. Смирнова-Соколь ского, я наткнулся на книгу: «Жизнь и де яния Ермака, завоевателя Сибири, выбран ные из разных писателей...» М., тип. А. Ре шетникова, 1807. Посвящение книги «Храброму казацкому воинству» подписано двумя инициалами: И. Д. Кто это: И. Д.? В «Библиографии Ермака» Е. В. Кузне цова я не нашел никаких указаний. Не располагаете ли Вы какими-либо све дениями об этом? Был бы Вам глубоко признателен. Само собой разумеется, что в примеча нии к этой книге было бы указано, что све дения эти получены от Вас». А в следующем письме Кауфман уже благодарит своего сибирского корреспон дента и пишет: «Мне показались очень убедительными Ваши предположения отно-. сительно того, кто мог быть создателем книги о Ермаке. Это весьма вероятно. Во всяком случае, я сделаю это в примечани ях, сославшись, разумеется, на Вас». 166 Так, в первом томе известного библио графического описания «Моя библиотека» Ник. Смирнова-Сокольского, выпущенного под общей редакцией И. М, Кауфмана, воз ле вышеназванной книги о Ермаке появи лись слова: «Омский краевед и литератор А. Ф. Палашенков полагает, что под этими инициалами скрывается, возможно, поэт И. И. Дмитриев (1760—1837)». На этом знакомство Кауфмана и Пала- шенкова не закончилось. Начавшись как чисто деловое, оно вскоре стало носить дружеский характер и продолжалось до конца жизни Андрея Федоровича. Андрей Федорович вел дневник в послед ний период жизни. Дневник этот сохранил ся. Настойчивым мотивом проходит по всем его страницам мысль: что будет с его архивом? «Скорблю, что не завершил работу по сбору материалов для Омского областного словаря, не привел в . должное состояние собранные для словаря материалы. Боюсь, что после смерти разлетятся с любовью и трудом подобранные листочки в разные стороны. Хотелось бы, чтобы моя мечта о полном сборе материалов для Областного словаря не умерла с моей могилой. Скорблю, что не пришлось отдать все свои силы изучению края, радушно приняв шего меня — ошельмованного. Омск, Прииртышье — вторая моя родина». Мысль же об Омском словаре выдаю щихся людей — заветная мысль Палашен- кова. Она, как увидим из дальнейших запи сей его дневника, повторяется вновь и вновь. «1969. 3 января, суббота. Всю* ночь болела го лова. Минутами набегали мрачные мысли. Все может случиться. К этому «хозяйство мое» (архив, книги, коллекции и т. п.) не готово. 25 февраля, среда. После чая приступил к обычным своим занятиям — разборке ар хива. Хочется привести свои накопления в такой порядок, чтобы после меня люди Могли пользоваться. ...Когда возвратился домой, застал у се бя друзей — Ксению Алексеевну Зубареву (преподаватель зарубежной литературы Омского пединститута) и славную девушку из редакции газеты мединститута. Гостей волнует вопрос об организации в Омске музея Ф. М. Достоевского. Говорили о Твардовском, Ахматовой и др. За горячим крепким чаем прошло часов около 3. Ми лые собеседницы не подозревают, что я серьезно болен. Вскоре после их ухода пришла Нина Митрофановна Часок по говорили. После ее ухода занимался раз боркой материала на букву «М». Удалось окончить разборку только в 9 ч. вечера. Мучает меня вопрос, много ли удастся сде лать по приведению в порядок материалов. Тороплюсь, устаю. 10 марта, вторник. Меня всегда интере совали люди и не только знаменитости, но и более скромные в достижениях на том или ином поприще. 12 марта, четверг. Весь день занимался уборкой в библиотеке. Навел некоторый 1 Н. М. С т о л п о в с к а я —библиотекарь на учной библиотеки Омского краеведческого музея.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2