Сибирские огни, 1982, № 1

воначальный интерес к родной поэзии и истории, который затем стал интересом всей жизни. Родители были бывшими крепост­ ными крестьянами. Жители села хранили были и легенды о прошлом —о жизни при помещиках, о нашествии Наполеона. В ок­ руге жило немало искусных сказочников и песенников. «Мать его, Агафья Гавриловна, была песенницей, сестры — старшая Иули- га, младшая Евдокия —тоже хорошо пели. Лучше пела младшая, а больше песен зна­ ла старшая — около 200 песен. Позже от сестер Андрей Федорович записал около ста песен» *. Семилетнёго Андрея отдали в Надвин- ское земское училище. Затем он стал учиться дальше и в результате поступил в учитель­ скую семинарию. Семинария была окончена в 1907 году, и молодой учитель полу­ чил назначение в земскую школу. Инспек­ тором народных училищ Смоленской губер­ нии был в то время Владимир Николаевич Добровольский (1856—1920 гг.), видный ученый-этнограф, историк, лингвист, фоль­ клорист; высокую оценку некоторым его работам дал В. И. Ленин, Это именно Доб­ ровольский убедительно посоветовал по­ нравившемуся ему молодому педагогу на­ чать сбор образцов устного народного твор­ чества. Работа в качестве сельского учителя раз­ ных школ Смоленщины продолжалась, но теперь она сопровождалась регулярным сбором фольклора, научной работой. - В 1965 году, т. е. много лет спустя после описываемых событий, нашли друг дру^- га пенсионер Палашенков и его бывший ученик — ленинградский профессор Федор Игнатьевич Быдин. «Глубокоуважаемый, дорогой мой первый учитель Андрей Федо­ рович!» —начинает свое письмо в Омск Быдин. «Ваши строчки взволновали меня до слез»,— отвечает Палашенков бывшему уче­ нику Челновской школы. «Вы учили нас год или два,—■пишет Бы­ дин,— были, насколько помню, у нас дома... Очень уважали и любили Вас мои родители, братья и сестры... Помнится, что Вы учили нас петь рево­ люционные песни... Вы или кто другой дава­ ли революционные брошюры, листки, кото­ рые хранились у нас дома за иконами и под ними». О дальнейшем узнаем из ответа Пала- шенкова: «Славные революционно настроенные учи­ тельницы Быковской школы (В. Я. Гречиш- никова и Е. М. Воронец) предупредили меня, что мне нужно расстаться с Челно- вой. И вот я на Киевщине, на родине Т. Г. Шевченко, заведующим министерским 2-классным училищем. Организовал хоро­ ший хор, воскресную школу, народную биб­ лиотеку. Стряслось несчастье: заболело гор­ ло. Петь запретили. Сдал экзамены на I уездного учителя. Работал в Высш. народ, учил.’, а затем в младших классах гимна­ зии. Институт...». Об институте стоит сказать поподробней. Это был Московский археологический ин­ ститут. Палашенков прослушал курс двух его факультетов — археографического и ар­ хеологического. Основные дисциплины чи­ тали видные ученые — этнографы, истори- 1 Воспоминания И. С. К о р о в к и н а «А. Ф. Палашенков* Рукопись. ки, языковеды. Отечественную историю, на­ пример, читал профессор Н. Н. Фирсов. В 1918 году, сразу же после окончания института, Андрей Федорович получил на­ значение на родину —директором Смолен­ ского музея. С тех пор музейное дело стано­ вится его профессией. • Первые годы Советской власти. Это не только борьба с белогвардейщиной и банди­ тизмом, с голодом и разрухой. Это еше и борьба за сохранение памятников отечест­ венной культуры. Сотни дворянских усадеб оказались в те времена на Смоленщине (да и не только там) бесхозными, а в них порой находились ценности, произведения искус­ ства, памятники духовной жизни, ставшие после Октябрьской революции достоянием народа. Их спасал Палашенков. В начале 20-х годов, благодаря его ста­ раниям, Смоленщина получила- два новых мемориальных музея —М. И. Глинки и Н. М. Пржевальского. Шли годы. Появлялись первые научные работы, росло количество записей народных песен, сказок, причитаний (к 1933 году та­ ких записей было србрано свыше 11 тысяч).' Немало сил отдавал тогДа Андрей Федоро­ вич и охране памятников архитектуры, ко­ торыми так богат Смоленск и его окрестно­ сти. Интересную подробность этих лет сооб­ щает в своих неопубликованных воспомина­ ниях о Палашенкове его ученик, коллега и почитатель," краевед и фольклорист И. С. Ко­ ровкин: «Рассказывал он мне о встречах с М. М. Пришвиным. В первые годы Совет­ ской власти, когда Андрей Федорович был директором Смоленского музея, М. М. Приш­ вин работал агрономом. В Дорогобужском уезде без надзора оставалось здание в име­ нии помещика Барышникова (здание нахо­ дилось в ведении Смоленского музея), Андрей Федорович устроил! Михаила Ми­ хайловича хранителем этого здания. Приш­ вин проработал в этой должности Всего не­ сколько месяцев». . Но не все тогда понимали степень важ­ ности и нужности этой работы. Порой чело­ века, добивающегося реставрации церкви, считали пропагандистом религии, шовини­ стом, врагом. С горечью говорил об этом много лет спустя Андрей Федорович в од­ ном из своих писем: «Смоленск крепко меня обидел... Работа по охране памятников и довела меня до Сибири. (Спасая от разру­ шения Смоленскую стену, Большой Успен­ ский собор, памятники 1812 года и Кутузо­ ву, я приобрел много недругов». После короткого, пребывания в Караган­ де и недолгой работы в Тюменском музее Палашенков в 1936 году навсегда связывает свою жизнь с Омском. Омская область в то время 'была огром­ на: в нее входила еще й территория нынеш­ ней Тюменской. Должно быть( такие разме­ ры —от Казахстана до острова Белого в Карском море — поразили нового научного сотрудника Омского краеведческого музея. И он, будучи человеком жадным до всего нового, неизведанного, начал «осваивать» прежде всего Север. Летом 1938 года Палашенков организовал экспедицию за Полярный круг, на полуост­ ров Ямал. Он изучает быт ненцев, живу­ щих по берегам реки Ныда, собирает экспо­ наты для музея, обследует мыс Ваули, связанный с именем национального геооя I 161 Ц Сибирские огни № 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2