Сибирские огни, 1982, № 1
воначальный интерес к родной поэзии и истории, который затем стал интересом всей жизни. Родители были бывшими крепост ными крестьянами. Жители села хранили были и легенды о прошлом —о жизни при помещиках, о нашествии Наполеона. В ок руге жило немало искусных сказочников и песенников. «Мать его, Агафья Гавриловна, была песенницей, сестры — старшая Иули- га, младшая Евдокия —тоже хорошо пели. Лучше пела младшая, а больше песен зна ла старшая — около 200 песен. Позже от сестер Андрей Федорович записал около ста песен» *. Семилетнёго Андрея отдали в Надвин- ское земское училище. Затем он стал учиться дальше и в результате поступил в учитель скую семинарию. Семинария была окончена в 1907 году, и молодой учитель полу чил назначение в земскую школу. Инспек тором народных училищ Смоленской губер нии был в то время Владимир Николаевич Добровольский (1856—1920 гг.), видный ученый-этнограф, историк, лингвист, фоль клорист; высокую оценку некоторым его работам дал В. И. Ленин, Это именно Доб ровольский убедительно посоветовал по нравившемуся ему молодому педагогу на чать сбор образцов устного народного твор чества. Работа в качестве сельского учителя раз ных школ Смоленщины продолжалась, но теперь она сопровождалась регулярным сбором фольклора, научной работой. - В 1965 году, т. е. много лет спустя после описываемых событий, нашли друг дру^- га пенсионер Палашенков и его бывший ученик — ленинградский профессор Федор Игнатьевич Быдин. «Глубокоуважаемый, дорогой мой первый учитель Андрей Федо рович!» —начинает свое письмо в Омск Быдин. «Ваши строчки взволновали меня до слез»,— отвечает Палашенков бывшему уче нику Челновской школы. «Вы учили нас год или два,—■пишет Бы дин,— были, насколько помню, у нас дома... Очень уважали и любили Вас мои родители, братья и сестры... Помнится, что Вы учили нас петь рево люционные песни... Вы или кто другой дава ли революционные брошюры, листки, кото рые хранились у нас дома за иконами и под ними». О дальнейшем узнаем из ответа Пала- шенкова: «Славные революционно настроенные учи тельницы Быковской школы (В. Я. Гречиш- никова и Е. М. Воронец) предупредили меня, что мне нужно расстаться с Челно- вой. И вот я на Киевщине, на родине Т. Г. Шевченко, заведующим министерским 2-классным училищем. Организовал хоро ший хор, воскресную школу, народную биб лиотеку. Стряслось несчастье: заболело гор ло. Петь запретили. Сдал экзамены на I уездного учителя. Работал в Высш. народ, учил.’, а затем в младших классах гимна зии. Институт...». Об институте стоит сказать поподробней. Это был Московский археологический ин ститут. Палашенков прослушал курс двух его факультетов — археографического и ар хеологического. Основные дисциплины чи тали видные ученые — этнографы, истори- 1 Воспоминания И. С. К о р о в к и н а «А. Ф. Палашенков* Рукопись. ки, языковеды. Отечественную историю, на пример, читал профессор Н. Н. Фирсов. В 1918 году, сразу же после окончания института, Андрей Федорович получил на значение на родину —директором Смолен ского музея. С тех пор музейное дело стано вится его профессией. • Первые годы Советской власти. Это не только борьба с белогвардейщиной и банди тизмом, с голодом и разрухой. Это еше и борьба за сохранение памятников отечест венной культуры. Сотни дворянских усадеб оказались в те времена на Смоленщине (да и не только там) бесхозными, а в них порой находились ценности, произведения искус ства, памятники духовной жизни, ставшие после Октябрьской революции достоянием народа. Их спасал Палашенков. В начале 20-х годов, благодаря его ста раниям, Смоленщина получила- два новых мемориальных музея —М. И. Глинки и Н. М. Пржевальского. Шли годы. Появлялись первые научные работы, росло количество записей народных песен, сказок, причитаний (к 1933 году та ких записей было србрано свыше 11 тысяч).' Немало сил отдавал тогДа Андрей Федоро вич и охране памятников архитектуры, ко торыми так богат Смоленск и его окрестно сти. Интересную подробность этих лет сооб щает в своих неопубликованных воспомина ниях о Палашенкове его ученик, коллега и почитатель," краевед и фольклорист И. С. Ко ровкин: «Рассказывал он мне о встречах с М. М. Пришвиным. В первые годы Совет ской власти, когда Андрей Федорович был директором Смоленского музея, М. М. Приш вин работал агрономом. В Дорогобужском уезде без надзора оставалось здание в име нии помещика Барышникова (здание нахо дилось в ведении Смоленского музея), Андрей Федорович устроил! Михаила Ми хайловича хранителем этого здания. Приш вин проработал в этой должности Всего не сколько месяцев». . Но не все тогда понимали степень важ ности и нужности этой работы. Порой чело века, добивающегося реставрации церкви, считали пропагандистом религии, шовини стом, врагом. С горечью говорил об этом много лет спустя Андрей Федорович в од ном из своих писем: «Смоленск крепко меня обидел... Работа по охране памятников и довела меня до Сибири. (Спасая от разру шения Смоленскую стену, Большой Успен ский собор, памятники 1812 года и Кутузо ву, я приобрел много недругов». После короткого, пребывания в Караган де и недолгой работы в Тюменском музее Палашенков в 1936 году навсегда связывает свою жизнь с Омском. Омская область в то время 'была огром на: в нее входила еще й территория нынеш ней Тюменской. Должно быть( такие разме ры —от Казахстана до острова Белого в Карском море — поразили нового научного сотрудника Омского краеведческого музея. И он, будучи человеком жадным до всего нового, неизведанного, начал «осваивать» прежде всего Север. Летом 1938 года Палашенков организовал экспедицию за Полярный круг, на полуост ров Ямал. Он изучает быт ненцев, живу щих по берегам реки Ныда, собирает экспо наты для музея, обследует мыс Ваули, связанный с именем национального геооя I 161 Ц Сибирские огни № 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2