Сибирские огни, 1982, № 1
В ней подобраны выжимки из высказыва ний Достоевского, снабженные малогра мотными, но достаточно реакционными и националистическими комментариями «ли тературоведа» в рясе. Была поднята анти- советская возня вокруг статьи В. Перевер зева «Достоевский и революция», в которой делалась попытка осветить эту проблему с марксистских позиций. Апологеты «сбрасывания классиков с корабля современности», а также любите ли упрощать сложное до азбучного уровня или наоборот — усложнять очевидное наш лись и у нас. Появлялись их статьи под та кими, например, заголовками: «Печальник чердака и подвала», «Неразгаданный», «Ху дожник рабов». В Казани даже вышла статья под названием «Мучительный юби лей». Однако «мучительным» юбилей 21-го го да был лишь для немногих недалеких лю дей. В целом же он стал праздником оте чественной литературы. Состоялись вечера памяти великого писателя в Вольной Ака демии духовной культуры, в Доме литера торов, выставки в Историческом музее и Пушкинском доме. В юбилейные дни в Центрархиве в торжественной обстановке был вскрыт хранившийся там ящик с бума гами писателя — в том числе с его драго ценными автографами-планами романов, черновиками писем. Причем, и это надо подчеркнуть особо, юбилей не был событием лишь для Москвы и Петрограда. Статьи о жизни и творчестве писателя появились и в провинции, напри мер, в тверской и богородской газетах. В Краснодарском пединституте и Донском университете состоялись юбилейные собра ния. В далеком Хабаровске, оккупированном японцами, вышел в свет тридцатидвухстра ничный юбилейный сборник «Неистовые слова». Что в этом сборнике? Сохранился ли он где-нибудь? (Во всяком случае, в таком крупном книгохранилище, как ленинград ская Публичная библиотека, его нет). А вот пожелтевший номер омской газе ты «Рабочий путь» от 12 ноября 1921 года. На первой же странице — объявление: лит- отдел Губполитпросвета проводит в зале Партийного дома «литературное утро», посвященное Достоевскому. Намечен док лад, дискуссия, концерт. «Цены местам от 3-х тыс. до 10-ти тыс. рублей». А рядом — подборка сообщений о помо щи сибиряков голодающим Поволжья. Ря дом — статья «Признаки эпидемии». Газе та пишет о суде над колчаковскими кара телями, о поджоге контрреволюционерами омских железнодорожных мастерских, ко торые в результате пожара вышли из строя, об убийствах на улицах, совершаемых гра бителями... И тут же, на четвертой странице, статья Юрия В. «Памяти Ф . М. Достоевско го», в которой пишется, что его творчест во — это «бунт чуткой совести против не справедливости и страдания, против бога, допускающего такую несправедливость и такие страдания». И тут же — хроникальная заметка «Ознаменование 100-летних юбиле ев Ф . М. Достоевского и Н. А : Некрасова». Из нее можно узнать, что кроме литератур ного утра состоялся вечер в клубе военно учебных заведений, на котором был до клад, концерт, разыгрывание профессио 1 5 6 нальными актерами сцен из «Преступления и наказания», книжная выставка. Через год в Ом ске вышло два номера журнала «Искусство». В одном из них — дискуссия. Пролеткультовец профессор Г. Круссер начисто отвергает наследие Досто евского, говорит, что он «ныне мертв», что он останется навсегда в прошлом... Его оппонент — поэт Георгий Вяткин — ут верждает обратное. Д ля него творчество автора «Братьев Карамазовых» — «это са мый сильный в мировой литературе протест против мещанского довольства и тупости, это — колоссальный взрывчатый снаряд, подведенный под дом, где живут мещане всего мира». 1921 год. Молода была Советская страна. Молода была и ее новая литература, стояв шая на пороге целого ряда блестящих экс периментов и открытий. И юбилей Досто евского стал для нее одним из важнейших уроков. Об этом прямо говорит современ ная исследовательница Е. В. Старикова, специально изучавшая вопрос о влиянии Достоевского на советскую литературу. Лишь один пример. В газете Московско го военного округа «Красный воин» никому неизвестный молодой журналист Лаптев, как и многие в молодости, баловавшийся поэзией, печатает стихотворение «Тебе, на шему», приуроченное к юбилею. А много лет спустя исследователи творчества Лео нида Леонова (Лаптев — его псевдоним 20-х годов) будут специально писать о проблеме «Леонов и Достоевский». Двадцать первый год. Год великих страданий, но и великих надежд. , Что было бы, если бы Достоевский мог встать тогда из гроба и посмотреть на про исходящее вокруг, в его России? Этот воп рос задал не кто-нибудь, а первый нарком просвещения Анатолий Васильевич Луна чарский. Он говорил об этом на торжестве в честь столетия писателя, а потом напеча тал стенограмму своего выступления в «Красной нови» — первом советском «толстом» журнале. Для него, как и для бу дущ его автора «Дороги на океан» и «Рус ского леса», Достоевский был «нашим»: «Если бы Достоевский воскрес, он, ко нечно, нашел бы достаточно правдивых и достаточно ярких красок, чтобы дать нам почувствовать всю необходимость соверша емого нами подвига и всю святость креста, который мы несем на своих плечах. Досто евский сделал бы больше. Он научил бы нас найти наслаждение в этом подвиге, найти наслаждение в самих муках и глаза ми, полными ужаса и восхищения в одно и го же время, следить за грохочущим по током революции... Россия идет вперед мучительным, но славным путем, и позади ее, благословляя ее на этот путь, стоят фигуры ее великих пророков и среди них, может быть, самая обаятельная и прекрасная фигура Ф едора Достоевского». «Кровь событий» На все, что написано, на все, что сдела но человеком великим, ложится отблеск его величия — на любую, пусть даже обы денную фразу, поступок, случайно еде-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2