Сибирские огни, 1982, № 1
Их тысячи среди живых стоят на звонких пьедесталах, стоят из камня и металла... ...О, если б меньше было их! ...Здесь'необходимо заметить, что в кни ге Л. Чикина «Перевалы, походы, пути» (Москва, Воениздат/ 1976) последняя строчка поэмы заменена другой: «И он, Петров, стоит средь них». Совершенно -неоправданна^ замена! Если в предыдущих, новосибирских публикациях поэмы последняя строка — «...О, если б меньше было их!» — несла в себе глубокий идейно-эмоциональный заряд, подтекстно отражая протест против войн, уносящих тысячи и тысячи героев, то концовка, поя вившаяся в столичном издании, есть лишь констатация факта, явления; она —в луч шем случае! — только ставит героя, его по- двиг в общий ряд таких же героев, подоб ных же подвигов, что и без того ясно. Общее публицистически-пафосное реше ние темы диктует и особенности обрисов ки образа героя поэмы. Это — образ ро- мантически-приподнятый, образ-символ, как и монумент, воздвигнутый в ознаменование подвига Героя Советского Союза сержанта Петрова «у штаба Н-ского полка». Иван Петров, когда-то поднявший ба тальон в атаку под шквальным огнем вра га, живет —как7 поверяющий — среди се годняшних солдат, навечно оставаясь их моложе, живет «без отпусков, без повыше ний, без полевых и без наград. Глядит во круг: а все ль в порядке?» Герой живет «в пристрастной памяти живых» (Л. Решетников). Но — не только среди солдат, которым не было дано «вой ны раскаты познать». Живет в жизни ули цы, носящей его имя, и жителей родного города. И — главное — в памяти своих родите лей, прежде всего — в сердце матери. С потертой сумкою почтовой и в зной, и в стужу почтальон идет по улице Петрова, но нету старикам Петровым ни строчки от сынка Петрова, и не напишет, видно, он... Драмдтически-горестные ноты окрашива ют поэтическую интонацию в рассказе о ро дителях героя: «А в доме грустно. В доме тихо. И только тихо, тихо, тихо, чуть слыш но ходики стучат, отмеривают время глу хо...». Этот щемящий душу мотив, этот пе чальный образ стареньких ходиков прохо дит рефреном через всю поэму, как бы под черкивая одинокую старость Петровых-ро- дителей и усиливая скорбную интонацию повествования. Ведь это только в наших глазах, во мнении общественном большое Время укрупняет и возвышает, фигуру Ге роя, вставшего на гранитный пьедестал Вечности. Но то же неостановимое Время бессильно изменить в памяти, в сердце ма тери образ сына: «Он нужен ей не серым камнем. Он нужен матери жйвым». И нам глубоко понятны сетования мате ри, потерявшей единственного сына: — Сынок, сынок!.. Ну, раньше часом, позже часом — < пришла б победа все равно. Зачем ты сам под пули вышел? Зачем шагнул в свинцовый шквал? . Кто жизнь берег — тот был потише, кто был потише — пролежал. Неужто вправду было надо тебе вставать, тебе шагать? * И тут —как это нередко бывает в сти хах Л. Чикина — внутренний монолог мате ри дополняется размышлением автора, и не только дополняется, но сливается с ним —так, что провести какую-то грань здесь было бы трудно: Но если б пал другой, кто —рядом, так у него ведь тоже — мать... Ведь если б в том огне и громе не встал Иван на бруствер ова, так плакали б р соседнем дог.е, иль через дом, иль через два. 4 Высокая гуманистическая правда этих строк обжигает... Автор продолжает свой, начатый уже давно, разговор о «месте в строю» человека — гражданина и патриота нашей Родины... 7 Основополагающие принципы поэтической типизации, сюжетостроения, проявившиеся в поэме «Улица Петрова»,— совмещение планов реалистически-конкретного и обоб щенно-символического, житейски-бытового и романіически-воЗвышенного — характер ные стилевые признаки и поэм Л Чикина «Скорбящая Мать», «Сердце матери», соз данных на переломе 70-х — 80-х годов. «Даже если в бессмертье уходят—не лег че от бессмертья сынов материнским серд цам»,т- эти строки из небольшой поэмы, посвященной памяти мадери В. М. Шукши на —Марии Сергеевны, в равной степени приложимы к большому и цельному обра зу Матери, органически связующему, как мне кажется, все три поэмы в единое целое, в своего рода лиро-эпический триптих. Мотив ожидания матерью сына — жи вого, а не застывшего в мраморе или «бронзы многопудье», красной нитью про ходит через поэмы: «Год ждала она... Два ждала... Двадцать... Верить не уставала — и когда живою была,' и когда уже камен ной стала». Обобщенный образ-символ Скорбящей Матери как бы вбирает в себя судьбы всех матерей, потерявших своих сынов, и в то же время олицетворяет горе каждой матери в отдельности. И потому, даже «одетая в твердый камень — в вечный камень гранит», Скорбящая Мать предстает погруженной в «горе личное». Образ-символ Скорбящей Матери скла дывается из намеченных лаконичными штрихами образов конкретных, реальных матерей, виденных когда-то лирическим ге роем. Скорбящая Мать заставляет его вспо мнить то односельчанку из Сросток, ко торой принесли похоронку еще в первую военную зиму; то женщину, встречающую мужа-инвалида на перроне Новосибирска в сорок третьем и тоже получившую уже по хоронку о сыне; то мать солдата, павшего уже на другой день после Победы... Каж дая из этих, когда-то давно встреченных, матерей, разительно напоминала нынеш нюю, «каменную» Скорбящую Мать, но все- таки одна из них, кажется, «покорена стей этой —в камне — матери была», дру гая помнится, была «моложе, на виски ге пала седина», а третья — «стройней была, 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2