Сибирские огни, 1982, № 1
Стихотворение точно названо — «Воспо минание о детстве». В другом стихотворе нии с характерным названием «Сибирский округ» читаем: Не по росту шанель нэ мне, не по возрасту эта доля, но, когда тяжело стренс, забываешь о личной боли. Прошло всего два года, а мы уже видим „и слышим голос «не-мальчика, но мужа»... Известно, что стихи трудно пересказы вать. Однако это оказывается иногда воз можным, особенно когда речь идет о сти хотворениях сюжетных. А таких у Л. Ми нина немало. И именно в стихах балладно го характера он нередко поднимается до широких идейно-художественных обобще ний. Поэт обычно берет конкретную чело веческую судьбу и умеет ее осветить так психологически достоверно и точно, что за, казалось бы, единственным и неповтори мым образом или обликом человека встает тип, широко распространенный в жизни, полно и многосторонне олицетворяющий и характеризующий свое время, свою эпоху. Так, к примеру, в стихотворении «Карты» лирический герой-рассказчик поведал нам о своей соседке — тете Пане, у которой «боль шое горе — нет вестей от м^жа», — «она б о нем на картах погадала, но даже карт у тети Паны нет». Подросток рисует ей карты на довоенном ватмане. На рыжих королей она гадала —» им выпадала дальняя дорога. На дам она гадала красногубых — печаль на сердце выпадала им. Обычный расклад, набор карточных си туаций... Автор далек от того, чтобы резо нерствовать по поводу наивной, даже, по жалуй, слепой веры в карты простой кре стьянской женщины: ведь «если б картам ей тогда не верить, то как же верить ей, что встрече — быть?» Действительно, самым убийственны^ в жестокие годы войны было бы безверие. А вера, пусть «слепая», но святая, помога ла жить и работать, выстоять и победить. К чувствам и памяти тех, кто хоть сколько- нибудь помнит то время, и апеллирует прежде всего поэт. Своеобразный идейно психологический поворот теме придает за ключительная строфа стихотворения: Шел сорок третий. «Дамы» в телогрейках поля пахали, сеяли и жали. , И «короли» солдатами пехоты шли в бой по серой, выжженной земле. На стыке и противопоставлении иллюзор ности, призрачности карточных ситуаций и суровой правды военной повседневности и возникает неподдельный драматизм всего стиха и образа героини. Герой многих стихов Л. Чикина —чело век подвига. Но подвига, зачастую не бро сающегося в глаза, не приметного с по верхностного взгляда. Подвига — не сиюми нутного озарения и не мгновенной вспыш ки. Подвига всей’жизни. Таков военком в одноименном стихотво рении. Хромая, идет он каждое утро на ра боту «под недобрыми взглядами женщин, чьи мужья им на фронт отправлены». Идет, чтобы заниматься службой, «неприметною и незримой, очень важной и очень нужной, 152 ■для Победы необходимой». «Ишь, пристро ился»,— говорят о нем в селе, но никто не знает, что в военкомате, «от младших чи нов украдкою, при дверях, на щеколду за пертых», сочиняет он начальству рапорты об отправке на фронт или идет «строгих врачей уламывать и вымаливать слово «годен»!» Таков и председатель колхоза (стих. «Иван Петрович»), из-за больного сердца освобожденный от воинской службы и умерший «чуть-чуть за тридцать»: «Он жить не мог, другою жизнью, чтоб вполси лы гореть, работать и страдать. Беда Рос сии, боль России —его печаль, его беда». Эти стихи — художественно впечатляю- ,щие, психологически точные очерки о лю дях тыла, о тех «поседевших, старших ста жем партийных людях», что выводили юного героя Л. Чикина вперед, на трудную доро гу времени. «Не будут подвиги забыты...» — справед ливо утверждает поэт и в поэме «Улица Петрова» художественно воскрешает один из таких подвигов, рисует светлый об раз сержанта Ивана Петрова, павшего смертью героя и— «вставшего гранитом на гранит»: «Он, клятве верен, денно, нощно с той вековой передовой уйти не может — слишком прочно стоит он — воин службы срочной, бессрочной славы рядовой». Такие монументы, обелиски, памятники павшим давно уже стали святой и неотъем лемой частью, непременным компонентом пейзажного образа Родины. И литература наша не устает говорить об этом с болью и «во весь голос», художественно воспроиз водя живые и трагические страницы герои ческого прошлого народа и страны. Л. Чикин восклицает: О, сколько их (памятников,—В. Д.)1 ! Но если б ставить всех на гранит, кто в битве пал, тогда б от Волги к чистой Влтаве тянулся тот гранитный вал. Показательна в этих строках внутренняя перекличка со строками из стихотворения Л. Решетникова «О памяти»: «Коль ста вить монумент нам,— не достанет камней на евррпейских мостовых...» Дальше Л, Решетников переводил тему в свой идейно-психологический план («А впрочем, что там, не в гранитной грани,— живем в пристрастной памяти живых») и заканчивал стихотворение напоминанием «заморским жителям» о подвигах и жерт вах нашего народа в минувшей войне.' Л. Чикин развивает мысль об увековече нии подвигов павших воинов, которых «сла вить надо бы в металле — он благородней и прочней», чем гранит. И если б весь металл собрали, что бил и метил в их сердца, Все эти груды меди, стали, железа, бронзы и свинца, то их -хватило б, да, хватило, чтобы подряд, за рядом ряд . \ " поставить над землею милой всех, кто в сырой земле лежат. На щемящей ноте боли, тоски по павшим заканчивается поэма:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2