Сибирские огни, 1982, № 1
чинаюшиеся, собственно, с противопостав ления сегодяшнего, безалаберного и безот ветственного, отношения к воскреснику не которых наших товарищей и того отноше ния, что было «когда-то, не так давно». И далее идут не менее смелые контрастные параллели: «первый чтением занимался»,— а Ленин действительно «очень занят»; «вто рой прикрывался чином» — а Ленин, «че ловек с очень важным званьем Председа- г теля Совнаркома»; «третий внутрь прини мал лекарство» — а Ленин действительно «очень болен»; «четвертый на даче был» — а Ленин «поднимал на плечо бревно...». Так всем известный, конкретный факт из жизни вождя поднимается на высоту зна чительного этического и гражданского обобщения. Здесь, мне кажется, достигнут определенный синтез в изображении Лени на как вождя и «самого человечного чело века». «Язык нашей правды суров», и гневно, в духе ленинских заветов, обличает поэт тех, «кто, до чинов и званий цепкие, всех по чинам и званьям судят»; и сейчас' еще видит он, как «возвышаются ничтожности и падают авторитеты». Это разговор труд ный. Трудный, но необходимый. Вести его может только зрелый, мужественный и ум ный человек. И надо сказать, что стихи Л. Чикина об отрицательных явлениях в на шей жизни, его социально-этические инвек тивы не вызывают у читателя чувства безыс ходности, неверия,, пессимизма, а, наоборот, зовут к активной борьбе со злом, со всем отживающим и тлетворным, что мешает движению вперед. Людские драмы и обиды, «дни бедствий», «голод, холод, города в огне»,— обо всем этом пишет поэт прямо и откровенно. Про славляя подвиг народа в дни войны, он не умалчивает и о другом: ■ Была война... О годах тех жестоких не надо лжи, не надо лишних слов: не все горели на кострах высоких, иные руки грели у костров. По природе своего дарования Л. Чикин прежде всего поэт-публицист. И стихи его тем интереснее и художественно вырази тельней, чем значительнее вложенная в них социальная мысль и сильнее гражданский пафос. Захватившая автора идея, ее остро та и актуальность определяют всю поэтику, эмоциональный настрой, интонационный и ритмический рисунок стиха. Вот концовка поэмы «Горячее время (Идут коммунисты вперед)». Она проливает свет на некоторые особенности и мировос приятия, и поэтики нашего автора. Мысль о коммунисте, члене партии как о «человеч ном человеке» здесь выражена достаточно публицистически остро: Коммунисты... Железными, и стальными, и каменными нас звали, бросали в горящие топки и в прорубь среди зимы. Да, в пламени мы —железо, да, мы закаленней стали, в нас воля тверже гранита, но все-таки — люди мы... Паріийный билет коммуниста мы носим в кармане нагрудном, становимся рядовыми в единый партийный строй. Нам редко легко бывает, нам чаще приходится трудно, и мы ошибаемся тоже и отступаем порой. Грустим, если грустно очень, смеемся, когда смешно нам, влюбляемся и страдаем, и любят нас в свой черед... Но если нам Родина скажет — единой, сплоченной колонной в невзгоды, в походы — с народом идут коммунисты вперед. (Цит. по первому изданию.— В. К ) Здрсь, как видите, нет никаких необыч ных ассоциативно-метафорических рядов или образов (ибо «стальные», «в пламени мы — железо» и т. п., конечно же, не от крытия и не находки). Это откровенная по литическая декларация, выражающая кредо поэта. И все же тут очень показательны отдельные интонационные переходы сти ха — от некоторой раздумчивости к утвер дительно-перечислительной повествователь ное™, внутренне напряженной, готовой вот- вот взорваться, и от нее — к патетике прямой и громкой декламации. Видимо, подобные стихи не рассчитаны на чтение «про себя», они требуют микрофонного уси ления и апеллируют к многочисленной ауди тории — в большом зале ■или даже на улице. «Прямая наводка — работы отважных, она против целей особенно важных». Эти строки говорят не только об одной из су щественнейших сторон поэзии Л. Чикина, но во многом объясняют особенности его стилевой манеры, строения поэтического об раза и «сюжета» стиха. Автора, пожалуй, не назовешь «всесильным богом деталей», он предпочитает «речь точную и нагую», стремится выразить волнующую его идею, мысль прямо и резко, без каких-то особых «промежуточных инстанций» и без излиш ней детализации, открыто и откровенно. Я знаю законы переднего края — бывает, что пушки вперед выдвигают, под взрывами вражьих снарядов прицельных дерутся герои в рубахах нательных. Уж драться так драться, уж биться так биться, с открытой душою, с открытых позиций. * Говоря о поэтике, о системе приемов и средств художественной изобразительности, надо заметить, что концовки многих стихов Л. Чикина носят зачастую ударный харак тер и нередко превращаются в своего рода лирико-публицистические формулы. Так, рассказав о тех, кто был пленен, «но не был побежден» и даже «там, в плену, в преддверье ада, был не рабом — всегда солдатом, и, как сблдат, погиб в бою», ав тор находит весомую идейно-выверенную концовку, венчающую, стихотворение, в Котором воздается должное мужественно му патриотизму советских людей в плену: «В твердь обелисков краснозвездных все имена не вписаны. Считайте эти обелиски их песнями неспетыми, а те посмертные записки — партийными билетами...» («Не будут подвиги забыты...») В стихотворении «Я был почтальоном...» герой, несущий в полк своим сослуживцам «отцовское доброе слово, любимых девчо 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2