Сибирские огни, 1982, № 1

полноте душевного самораскрытия поэта, следует сказать, что во всех сетовавиях («не успел на войну...» и т. д.), даже в «обиде» героя на свою судьбу и свое вре­ мя, проявляется характерная и примеча­ тельная черта его человеческого и граждан­ ского темперамента — постоянная озабо­ ченность «всюду — в великом и малом — свое беспокойство сберечь нам», высокая боязнь остаться хотя бы чуть в стороне от главных, определяющих историческую пер­ спективу, магистралей века. «Беспокойным нужен ли покой?», «покой им противопоказан», — таков сквозной лейтмотив поэм и многих стихов поэта. И потому-то он категорично и в высшей степени справедливо и очень обязывающе заявляет: «Жизнь, суди меня мерой стро­ гой, ничего не прощая мнеі» «Место в строю» —такое выражение, очень емкое по своей жизненной сути, пря­ мому и переносному смыслу, сегодня может показаться кое-кому, пожалуй, уже не­ сколько общим, так сказать, слишком «все- применимым» и «формулировочным». Одна­ ко у Л. Чикина есть стихотворение именно с таким названием, и основная мыслы его во многом определяет идейное звучание, пафос творчества писателя. «Мне снился сон: стрелковый полк шагал за перевал. Мой батальон вперед ушел, а я один отстал...». Ситуация из воинского быта привлечена здесь, разумеется, вовсе не для того, чтобы поведать нам о некоем сне, пусть даже и необыкновенном. • Взлетит ракета. Без дорог пойдут солдаты в бой. И там, где я упасть бы мог, там упадет другой. А это уже строки об обостренной совести человеческой: «Я не хочу, я не могу, чтоб гибли за меня...». Это — о личной ответствен­ ности каждого за общее дело: «То, что на­ до делать мне, я не делю на всех...». И вот вроде бы ставшее обычным, примелькав­ шимся сочетание слов «место в строю» сра­ зу обретает конкретный и глубоко акту­ альный смысл, ибо прямо и недвусмыслен­ но, без всяких оттенков и полутонов, ставит вопрос о гражданской позиции человека, о том, является ли он участником и творцом событий "(а если потребуется — и борцом), или же только их сторонним наблюдате­ лем... Такова художественная логика и идейно­ психологическая подоплека и диалектика настоящего поэтического слова, которое звучит во многих стихах и упомянутых уже книг, и в книгах второй половины 60-х и 70-х годов («Ступень»— 1967, «Стихи» в «Библиотеке сибирской поэзии»— 1968, «Иду по Северу» — 1971, «Опять о ней» — 1972, «Трудный хлеб» — 1975, «Перевалы, походы, пути» — 1976, «Первопроходцы» — 1977, «Поэмы» — 1980). * * * Партийная тема в поэзии... Здесь, пожа­ луй, самое сложное состоит в том, чтобы высокие слова и понятия, широкие социаль­ но-политические категории включались в тематическую ткань, в живое дыхание стиха особенно естественно и органично. Они должны жить полнокровной, горячей жизнью в поэтическом образе как едином, неделимом художественном организме, сочетающем в себе и самое идею, и ее страсть, пафос, и ее словесное, стилистиче­ ское воплощение. Это — с одной стороны. С другой стороны, очевидно, что слож­ нейшие жизненные проблемы, решаемые партией на каждом новом историческом этапе, должны стать проблемами, темами, содержанием и поэзии, пишущей о партии и партработе. Проблемы же эти включают в себя и повседневные, буднично-рабочие, не всегда, может быть, отрадные, дела, ду­ мы, чаяния. И тут-то как раз очень непро­ сто не только верно понять и оценить их, но и убедительно выразить к ним свое эстетическое отношение, преломить и вопло­ тить творчески, образно, наиболее сильно- действующими средствами искусства поэ­ зии... У Л. Чикина есть стихотворение — одно из лучших и ключевых в его творчестве; оно помогает понять, как же создаются произведения, по духу своему глубоко пар­ тийные, а по художественному решению весьма примечательные... В. Маяковский говорил: «Партия и Ле­ нин — близнецы-братья». Ленин — вождь, который, «землю всю охватывая разом, видел то, что временем закрыто», и Ле­ нин — «самый человечный человек» — именно в таком плане впервые в нашей ли­ тературе была решена Горьким и Маяков­ ским проблема художественного синтеза в изображении гения революционного пере­ устройства мира. Но если и по сей день столь сложная диалектическая задача не так уж легко и просто разрешима даже в прозе и крупных лиро-эпических жанрах, то в отдельном лирико-публицистическом сти­ хотворении сделать это еще трудней... Мне кажется, в стихотворении «Пригла­ шали нас на воскресник» Л. Чикину уда­ лось чисто лирическими средствами и бук­ вально несколькими четкими психологиче­ скими мазками создать картину, в которой неожиданно вырисовывается образ Ленина как раз в двух искомых и основополагаю­ щих своих ипостасях. Стихотворение построено на сопоставле­ нии и контрасте сходных жизненных ситу­ аций. Приглашали нас на воскресник — потрудиться денечек в поле. Убедительно приглашали: урожай на корню гниет... Но один сказал, что он занят, а другой сказал, что он болен, а у третьего — чин высокий, а четвертого дача ждет. В размеренной и как будто «легкой» ритмике стиха все-таки пробивается нару­ жу скрытая ирония. ■Но вдруг, поначалу вроде бы и не предполагаемый, в заключи­ тельной строфе происходит резкий интона­ ционный и смысловой перелом: Приглашали нас на воскресник. Только мы просидели дома. И ни разу не вспомнили даже, что когда-то, не так давно человек с очень важным званьем Председателя Совнаркома — очень зан$т и очень болен — поднимал на плечо бревно... Весьма показательны в этом стихотворе­ нии прежде всего поэтические антитезы, на- 147 10;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2