Сибирские огни, 1982, № 1

наоборот, очень широко раздвигает границы художнического видения поэта. В поле его зррния оказываются и дороги дореволю- . ционной Сибири с их «кандальным звоном и песнями каторжан», и тревожные ночи коллективизации, и тяжкие будни Великой Отечественной войны, и трудовые битвы целины. Не чуждается поэт и так называе­ мых «вечных» тем: пейзажная лирика, сти­ хи о любви, дружбе, товариществе и т. д. получают у него нередко интересное и впе­ чатляющее освещение. Ведь герою Л. Чи- кина — коммунисту, этому «человечному че­ ловеку» — ничто человеческое не чуждо... 50-е годы отмечены в советской литера­ туре появлением таких вершинных поэтиче­ ских произведений, как «За далью — даль» А. Твардовского и «Середина века» В. Лу- говского. Об усилении лиро-эпических тен­ денций в поэзии, о своеобразии стихотвор­ ного эпоса второй половины 50-х — нача­ ла 60-х годов свидетельствовали поэмы «Строгая любовь» Я, Смелякова, «Любава» Б. Ручьева, «Признание в любви» М. Лу­ конина, «Русская красавица» и «Светлана» С. Смирнова, «Белая роща» и «Проданная Венера» В. Федорова, «Преодоление» и «Окнами на зарю» С. Викулова, «Феклу- ша» И. Ветлугина, «Широкий ряд» Н. Пе­ ревалова и др. Для поэмы тех лет характерно слияние эпического и лирического начал; поэты, рассказывая «о времени и о себе», стреми­ лись осмыслить движение большой истории в неразрывной связи с судьбой отдельной личности, в роли которой чаще всего вы­ ступало авторское «я». При этом индивиду­ альное своеобразие этого лирического «я» сочеталось с чувством органической слит­ ности поэта с народом и страной, что не могло не придать произведениям высокой публицистической страстности, патриотиче­ ской и гражданственной нацеленности. И художественная сила поэмы .прямо зави­ села от того, насколько правдиво и убеди­ тельно удалось автору показать именно диалектику взаимоотношений и взаимодей­ ствий индивидуально-неповторимого, лич­ ного с общественным, народным. Л. Чикин не остался в стороне от поэти­ ческих веяний того времени. Включенная в сборник «Соратники» (1960) его поэма «Горячее время (Идут коммунисты впе­ ред)» рассказывает о начале целинной эпо­ пеи в Сибири (на примере одного района). Поэма носит в основном сюжетно-повест­ вовательный характер, лирические же эле­ менты вплавлены в эпику событий, в идей­ но-художественной трактовке которых силь­ на публицистическая струя. Любопытно, что уже в-самом зачине про­ изведения, рисуя картину противоборства весны и зимы, автор пользуется чисто «во­ енными» метонимиями, сравнениями и эпи­ тетами («Еще ручьев не слышно говорли­ вых, на реках ветром' не ломает лед, но не­ притворно, хоть неторопливо зима свои по­ зиции сдает. Еще холодно-снежные узоры мороз на стекла клеит. Но вот-вот весна с плацдармов —бурых косогоров рванется в сокрушительный поход»). Картина начинающегося весеннего обнов­ ления природы, имеющая, безусловно, опре­ деленный символический смысл и построен­ ная на метафорическом ряду, соотнесен­ ном с военными ситуациями, нужна авто­ ру для того, чтобы провести недвусмыслен­ ные параллели и сравнения развернувшейся всенародной борьбы за хлеб на целине с битвами Великой Отечественной войны. Масштабы и значение нового, уже мирного наступления подчеркиваются динамичной картиной мчащихся железнодорожных со­ ставов: Еще хранит израненная память, как по просторам этой же земли совсем недавно в снеговую замять они на запад — лишь на запад — шли... Иные годы.. Разные дороги... Но цель одна — служение стране. Те к полю боя мчались по тревоге, а эти — в бой вступить на целине. Поэма Л. Чикина напитана от первого лица, и это лирическое «Я» связывает во­ едино все повествовательные звенья, при­ дает вещи пристрастность личного автор­ ского переживания, горячей сопричастности героя злободневным и актуальным пробле­ мам и явлениям тех лет. Произведение вы-’ зывает немалый читательский интерес, по­ жалуй, не столько Остротой внешнего, со­ бытийного конфликта, сколько своим лири­ ко-публицистическим пафосом, пронизан­ ным духом высокой гражданственности и партийности и выраженным как в прямых высказываниях, так и во внутренних моно­ логах главного героя. И вот этот-то сущест­ венный стилевой пласт поэмы более всего соответствует художественному дарованию автора и особенностям жанра, им избран­ ного. Вот примечательные тому примеры. Когда председатель колхоза Дудкин, от­ казываясь выполнять указание о вспашке целины («Хлеб? У нас его и так хватает, без наших клочков проживет страна»), бро­ сает упрек: «Но там, на теплых местечках, сверху... им все равно...»,— герой поэмы — молодой инструктор райкома партии — вос­ принимает это как личное оскорбление и, уже не сдерживаясь («вежливость к чер- . ту сейчас!»), дает резкую отповедь отще­ пенцу: — Кто дал тебе право о нас такими словами бросаться?! Все судьбы с одною связав, и жизни порой не жалея, все смерти смертями поправ, ■не ищем мы места теплее. Где жарче, мы ищем. Где сталь не может сопротивляться, где, жить собираясь до ста, сгорают партийные в двадцать. Прямая филиппика против Дудкина, как видим, органично переходит в эмоциональ­ но-накаленный публицистический внутрен­ ний монолог героя, где уже есть место и для экскурса в историю революции, граж­ данской и Великой Отечественной войн, вспоминаются подвиги Сергея Лазо, Мат­ росова, Гастелло; и наконец, совмещая и одновременно сталкивая меж собой пафос обличения и пафос утверждения, мысль- чувство героя вновь возвращается к совре­ менности: От жара сгорали сердца, рубахи сгнивали от пота... Плевать на слова подлеца: 145 10 Сибирские огни № 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2