Сибирские огни, 1982, № 1
жизни нашего общества, что мы называем не только связью, но и слитностью, не толь ко преемственностью, но и неразрывностью поколений советских людей. Вместе с тем такая биография и такая судьба, уготован ные поэту (и его герою) самим Временем, Историей, с самого начала определили и пафос, и главные темы творчества Л. Чики- на, и характер его лирического героя (кни ги: «Стихи»— 1955, «Ветрам навстречу» — 1957, «Соратники» — 1960). А в становле нии и мужании этого характера важней шую роль сыграл еще фактор духовнцій, мировоззренческий. Я с детства знаю партработу с ее главнейшей стороны. Выстрелы из кулацких обрезов; слезы женщины над телом мужа-коммуниста, пав шего от руки врага; багровый отсвет по дожженной кулаками школы и ими же поло манный первый колхозный трактор; «наган в кармане» у отца —вот что стоит за точ ной и ко многому обязывающей деклараци ей героя, которого самого «на партийном собрании в партию приняли в двадцать» (стихи «Партработа», «Уезжала в село коммуниста семья» и др.). Коммунистические убеждения и идеалы, органически вытекающие из социальной «родовы» и прочно сплавленные со всей биографией поэта, и продиктовали ему од ну «з главнейших уем творчества, о кото рой сам он кратко сказал: «Много пишу о партии, о партработе, о коммунистах». (Писатели о себе. Новосибирск, Зап.-Сиб. ки. изд-во, 1973, стр. 238). Впрочем, когда мы говорим, что вот, мол, в творчестве Л. Чикина тема партии, парт работы, вот —тема революции, граждан ской войны, а вот — армейская, военная тема (включая сюда и тему тылового детст ва), то понимаем, что все эти магистральные темы Отнюдь не разделены неким барьером, а сосуществуют чаще всего неразрывно, вза имно оплодотворяя и обогащая художест венно друг друга... Герой Л. Чикина — наследник славных революционных традиций прошлого. Обра щением к нетленным делам отцов, к их свя щенной памяти поверяет поэт думы и дела своего поколения, хочет запечатлеть живую связь разных революционных эпох. Поэто- му-то такие стихи, как «Слава» (о И. В. Громове, командире корпуса сибирских партизан), как «Сто пятый» (посвящено па мяти Адриена Лежена, парижского комму нара, похороненного в Новосибирске рядом с братской могилой ста четырех политза ключенных, замученных колчаковцами),— воспринимаются не только как разговор о важных и значительных фактах револю ционной истории, но и как постоянное на путствие молодому современнику — сохра нять в чистоте и развивать великие рево люционные традиции; быть предельно чест ным и активным, наследуя отцам; бороться за начатое ими дело не ради личной сла вы, а ради настоящего и будущего народа. Этой же цели служит и обращение поэта к безымянному герою-революционеру, слав ному не именем, а делами и благодарной памятью народной. Дело не в звании, и хотя звание комму ниста обязывает ко многому,— «не билета ми определяется принадлежность к КПСС». ...Могила партизана. Имя и фамилия его уже позабыты молодежью. И на вопрос: «Кто это?» — отвечают: «Здесь коммунист лежит!» А он при жизни коммунистом не был. Он просто был в мечту свою влюблен. Как травы — солнцем и как птицы — небом, так дорожил народным счастьем он. Поэтическая мысль здесь уже достаточно обнажена. Но автор заостряет ее, обращая все сказанное к современникам: «Мы не бессмертны все — бессмертья нету. Но обо всех ли скажут так?» Вопрос отнюдь не риторический. Всем строем своих мыслей и образов поэт под водит нас к главному выводу, сформулиро ванному в стихотворении «Быть коммуни стом...»: Коммунист — призвание. А это не дается вместе с партбилетом. Тема партии, партработы — очень слож ная и обязывающая тема. Можно заметить, что Л. Чикин в решении ее не всегда избе гал и избегает риторики, повторений, когда одна и та же мысль варьируется в разных стихах, что, естественно, снижает ее ори гинальность, притупляет остроту читатель ского восприятия. И все же — при всех ча стных недостатках — именно эта важная те ма делает творчество поэта интересным и содержательным. Характерный для его мнр- гих стихов экскурс в прошлое необходим автору для уяснения истоков и непреходя щей исторической ценности сегодняшнего дня. Но современность и связь ее с живой историей становится художественно зри мой и полновесной только в тех произведе ниях Л. Чикина, где все это пропущено через горнило души, проверено личным жизненным опытом поэта. Там же, где не найдена достаточная мера органического слияния истории и современности, публи цистики и лирики, чувствуется в стихах некая заданность. поэтической мысли; мысль не естественно и эмоционально раз вивается, а доказывается чисто умозри тельным путем. Вот, начинает, к примеру, автор: летят в космос ракеты. Где начало, истоки этого знаменательного явления? Ведь ракет не было бы, если б не было, скажем, сорок пятого года. Но не будь первых пятилеток, не было бы и сорок пятого года. Так, пере бираясь с одной исторической ступеньки на другую, поэт доходит до «начала всех на чал»— залпа «Авроры» (стих. «Начало»), Тот же нехитрый композиционный прием «раскручивания» поэтической темы варьи руется и в некоторых других ранних стихах («Юность», «Братство», «Его величество», «Красный цвеГ»), К счастью, не эти стихи определяют главное направление творче ских исканий поэта. Лучшие произведения Л. Чикина со всей очевидностью свидетель ствуют, что перед нами поэт одаренный, сильный своим гражданским пафосом и пристрастием к ведущим темам современ ности. Тема партии, партработы, неразрывно связанная с темой наследования революци онных традиций прошлого,— главная, опре деляющая в творчестве Л. Чикина. Вер ность этой теме не только не суживает, но, 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2