Сибирские огни, 1982, № 1

КРУГЛИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Виталий Коржев * ---------------------------------- МЕСТО В СТРОЮ (о поэзии Леонида Чикина) Не успдл на войну, не ложился я грудью на дот. На себя не просил я огня дальнобойных орудий. Я не вел за собою, меня выводили вперед поседевшие, старшие стажем партийные люди. Кажется, ясно, что такие строки мог написать только поэт из поколения «безот­ цовщины», из поколения «детей Великой, еще не забытой войны». Право быть гражданином Отчизны Советов защищали мы пулей, гранатой, штыком... Нам вначале вручали в бою партбилеты, а потом паспорта нам вручали, А такие стихи, конечно же, не мог напи­ сать человек, не нюхавший пороха. И при­ надлежность его к фронтовому поколению, надо полагать, не вызовет сомнений. Однако и та и другая строфы написаны одним автором и почти в одно и то же время. Что ж, скажет читатель, поэзии дано свободно и естественно перемещаться во времени и пространстве, ее герой может органично жить не только в современности, но и в давно минувшем, и в далеком буду­ щем. Все это так. Но здесь суть в ином. Ведь в самом деле, с одной стороны: «Не успел на войну...». А с другой: «Нам... вру­ чали в бою партбилеты...». Разные герои? Непохожие судьбы? Нет! Справедливо сказано: биография поэта — в его стихах. Мы как-то привыкли к уже устоявшимся в литературно-критическом обиходе опреде­ лениям: вот — «фронтовое» поколение, вот — идущее ему вослед поколение «детей войны», а вот... и т. д. Однако реальная жизнь никогда не укладывается в «про­ крустово ложе» самых апробированных схем и формул, она всегда шире, объемней, сложней... Поэт Леонид Андреевич Чикин, написав­ ший цитированные выше и кажущиеся про­ тиворечивыми строфы, позднее объяснит одну характерную и примечательную осо­ бенность биографии своего героя: Казалось так: не в лучший год и час мы в мир пришли —в сраженья опоздали... В сорок четвертом осенью всех нас, в двадцать седьмом родившихся, призвали. Нас провожали девушки. И вслед мальчишки нам глядели виновато, все те, кому пока шестнадцать лет и кто еще не посвящен в солдаты. В одной из биографических справок о са­ мом авторе есть два коротеньких сообще­ ния, подтверждающих только что приведен­ ные строчки: «В 1944 году, окончив 9-й класс, ушел в армию. Участвовал в войне с империалистической Японией». Это озна­ чает: встретив четырнадцатилетним под­ ростком Великую Отечественную и полной мерой погнав трудное тыловое детство, поэт —юношей — пережил и ратные дни войны. Вот «к какому может быть прирав­ нен сроку» один лишь год в жизни челове­ ка «в том грозном времени крутом»! Вот откуда идут берущие за сердце стихи о то­ варищах по оружию: И, навечно меня оставаясь моложе, в живописной долине маньчжурской реки спят друзья мои, чьи биографии тоже умещались в четыре коротких строки. Друзья, которые не успели на войну на Западе и которым «вручали в бою партби­ леты» на Востоке... Такая биография и такая судьба, думаю, нагляднее и ярче всего свидетельствует о том социально-историческом факторе в 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2