Сибирские огни, 1982, № 1

нгвая идея лучше старой. Я скоро утону во всех этих вариантах. Но если бы вы зна­ ли, как это удивительно — находить слова, образы, задачи... О ткроем наудачу несколько страниц: «Истинное открытие не может обойтись без ошибок. Подлинное, не механическое освоение и запоминание — процесс посте­ пенный, поэтому надо прежде всего оце­ нивать усилие и прилежание, а не конеч­ ный результат. Свои маленькие импровиза­ ции из слов, ритма и звуков ребенок пере­ живает — и это их главная цель. Слишком рано отрывая знание от переживания, мы растим догматиков...» «Настоящее творчество возможно толь­ ко в доброжелательной обстановке, когда учитель не разрешает ни себе, ни учени­ кам насмешек и критики по поводу испол­ няемого произведения, как бы оно нелепо, с нашей точки зрения, ни звучало. Учитель с уважением должен отнестись к затрачен­ ному усилию. Дети сочиняют всегда с удо­ вольствием, и если ребенок говорит, что он не выполнил задание по сочинению, это значит, что мы, взрослые, уже оскорбили его чувство собственного достоинства или разрешили это сделать его товарищам...» «Интересную информацию легко усвоить детям , но трудно подготовить учителю. Скучную информацию трудно усвоить де­ тям, но легко сделать учителю . И за­ ставить детей выучить это — можно лишь путем длительного вдалбливания. Почему длительного? Да потому, что учить вопреки природе — всегда унылый и безнадежный труд...» Рамки очерка, конечно, не позволяют подробнее описать этот необычный учеб­ ник, обучающий детей и учителей — твор­ честву. Перед начинающим музыкантом — не бесстрастное эссе кабинетного теорети­ ка, а обобщение практики, уже блестяще утвердившей себя на уроках. Недаром до­ кументальный фильм о М. А . Краф т «Со­ звучие», снятый по заказу Центрального те­ левидения, привлек пристальное внимание педагогов-специалистов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2