Сибирские огни, 1982, № 1
нила: нельзя так вести занятия! нельзя!! нельзя!!!») В училище тоже долго заниматься не пришлось: война и тяжкие семейные будни надолго отвлекли от учебы. Всю почти вой ну провела в Ташкенте и кем только там ни побывала: чернорабочей, медсестрой, даже грузчиком. Об испытаниях много трудной этой жизни здесь не время и не место говорить. Но очень немного найдет ся людей, которые способны были бы вы нести все то, что выпало на ее долю ,— и, ни крупицы не потеряв любви к людям, остаться, как говорил Юрий Олеша, «на кончике луча»... Уже после войны удалось пройти ей в Ташкенте полный консерватор ский курс. Темой дипломной работы была фортепианная музыка Рахманинова. Пред седатель Государственной комиссии немало подивился тому, что выпускница садилась за рояль и играла наизусть любые части концертов этого автора — на выбор экза менаторов. — Впервые вижу на выпуске играющего теоретика,— признался он. Но удивляться было бы нечему, если бы комиссия знала, что выпускница прошла школу своего отца и что отныне в актив ную жизнь вступает новый продолжатель музыкальной семейной традиции. Это было в 1952 году. С тех пор Мария Алексеевна бессменно на педагогической работе, из них более 20 лет в Новосибирском музыкальном учили ще Трудно назвать музыканта в этом горо де, который у нее не учился или хотя бы не слышал о ней. Мало найдется людей (разве что иных администраторов), кото рые не говорили бы о ней с доброй улыбкой. А ученики... Что ж говорить об учениках. Разве светились бы их лица при ее имени, если бы им было преподано только мето дическое калькулирование часо'в или нор мативное разрешение септимы? Было бы правильней сказать, что Мария Алексеевна •учит — собой. Вот этот способ учебы и есть единственное, что в конце 1 концов может сделать для ученика настоящий учитель. ' Автору этой статьи вспоминается, как бывшая ученица Марии Алексеевны, Оленька П., рассказывала, в растерянности прижимая кулачок к гортани: " — Вчера виделась с Марией Алексеев ной... Слушайте, я до сих пор опомниться не могу. Неделю назад — наведалась к ней в училище, хотела выяснить один пу стяковый вопрос. Вижу, она с завучем что- то обсуждает, вся расстроенная. Я __ сду ру к ней со своей ерундистикой, а она мне: «Оленька, как-нибудь в другой раз, теперь не до того...» Ну, в другой так в другой Мне и самой неловко, что не вовремя су нулась. И вдруг сегодня, представляете, она заходит к нам в консерваторский класс, разыскивает меня и -просит прощения! За что!! За то, что меня тогда не выслушала... Она для этого меня всю неделю искала. Ну, я не знаю, что делать. Обалдела просто. Ну что ж, такое «обалдение» даром не проходит. В скором будущем Оленька бу дет сама преподавателем. И, конечно, что-то да отзовется в ней, когда встанет во прос о том — как вести себя с учениками. Обычно, когда хочешь дать цельное 140 представление о человеке, ищешь нечто главное в нем, и очень уж не хочется при бегать к характеристикам, которыми пест рят официальные рекомендации: честен, принципиален, добросовестен, хороший товарищ... Разве что перечислить все в ал фавитном порядке и сказать — «Товарищи! Не надо смеяться! Это б у к в а л ь н о соот ветствует истине!» Или, например, можно было бы заце питься за то, что Мария Алексеевна не че ловек созерцания, а человек действия (это вроде бы не пишут в характеристиках), но разве мало вокруг нас людей действия? Важно, к чему эти действия в конце концов приводят. А действия Марии Алексеевны, как правило, имеют благой результат. Ибо человек этот действует всегда с болью за людей и с оглядкой на свою совесть. В этом, может статься, и заключено то главное, что следует сказать о ней. Да еще то, что она имеет привычку очень часто со мневаться. Нелегко, конечно, понять (с точ ки зрения здравого смысла), как может че ловек одновременно действовать и сомне ваться в своей правоте. Но диалектика та кого процесса как раз и ведет к тому, что действие происходит заодно с природой, а не вопреки ей. Подтверждение этому — лю бой урок, сотворенный Марией А лек сеевной в любом месте и с любыми детьми. Не сразу она так безусловно и верно на шла свой метод. Для этого, как когда-то ее отцу, понадобилась ей встреча с малы шами. Произошло это не так уж давно. Но оказалось главным событием ее жизни. Она ощутила второе дыхание. То, что ей позволили открыть в музыке, в уроках, в самой себе маленькие ее спо движники,— трудно переоценить и трудно выразить словами. «Я с ними кувырка юсь!..» Эти ее слова, конечно, говорят не об акробатике, а символизируют всю воз можную радость, которую только способен испытать человек, Наконец-то открывший для себя Источник жизни. Теперь, чтобы по-особому ощутить это, заглянем — мысленно — после урока к ней на квартиру. Мы можем легко это сделать, ибо к ней, совсем не мысленно, ходят за помощью все, кому не лень. Но мы просто проводим Марию Алексеевну (уставшую, конечно, до одури) к самой близкой сту пеньке домашнего очага. Что ее сейчас ожидает: возврат в будни, к телевизору, к маленьким хлопотам? Нет. Она переступает порог своей квар тиры с таким же радостным вожделением, как порог школьного класса. Потому что здесь ее тоже ждет радость. Может, она не удержится и выразит эту ' радость вслух такими словами: «Наконец-то, черт возьми, я могу как следует поработать!» (Это заодно и намек на то, чтобы наш с вами визит не слишком затянулся. Не правда ли?) Итак, за этими стенами ее ждет еще одна работа. Какая? Давайте войдем и осмотримся. Из пасмурной прихожей, где требуется особое изящество, чтобы раздеться, ниче го не смахнув на пол,— мы видим угол кухонного стола. На нем машинописные листочки с приклеенными к ним детскими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2