Сибирские огни, 1982, № 1
где-то чуть больше перцу, гда-то чуть меньше патоки. Слишком легковерно мы увлекаемся чудом мастерства, тогда как та лант педагога определяет именно чудо любви. К детям нельзя приспособиться, подла диться, втереться в их доверие с черного хода. Возможен только один путь — пони мание. А можно ли понять детей, если пе дагог любит только свою просвещенную персону и свои истины? Забежим немного вперед и заглянем в рукописный учебник М. А . Котляревской. Там сказано: «Неудачный ответ, невыученный урок, шалость — и мы не только обжигаем уче ника словом или испепеляем взглядом, но весь урок он в наказание пребывает в ро ли «неприкасаемого». Мы и в следующие дни разрешаем себе напомнить прошлое словом или выражением лица. Мы разре шаем себе показывать неприязнь к ученику. И постепенно он превращается в «ущерб ного» — для самого себя и для своих то варищей, с молчаливого согласия учителя. До учения ли туті Не ясно ли, что злопа мятный учитель, при всех способностях, ни чему не сможет научить?! Это понятно. Ведь у него просто не хочется ничему учиться». (Обратите внимание на характер отрыв ка. Страстное убеждение, горечь, боль — все в интонациях живой речи. Не похоже это на стиль учебника, правда? Не удив ляйтесь, однако. Он ведь не напечатан.) Итак, любовь к ученикам, к своему д е лу — это нечто первоосновное. То, что за ставляет мекать, думать и находить. А там, по крупицам найденная, формируется и методика, у каждого своя, поскольку она впрямую зависит от личности педагога. Один, например, охотно верит, что возле Японии рыбаки поймали допотопного и ужасного плезиозавра, а другой вам ска жет: «Чепуха, потому как я точно знаю, что он вымер». Может ли у них быть одинако вая «методика»? Мария Алексееена — из тех, кто охотно верит. Ей, надо думать, по тому так легко и празднично с детьми, что кроме любви к ним у нее есть еще и такое качество: способность серьезного Отноше ния к чуду. Разве трудно понять ребенка, если, сколько бы ни было тебе лет, мир перед тобою всегда остается волшебным? Вот здесь-то и возможно набрести на мысль (а позже будут ее спрашивать: как вы н а ш л и м е т о д и к у?), что оттенки музыкального исполнения, все эти «форте», «пиано», «диминуэндо» не надо заучивать, а надо пережить на уроке. Как? Очень про сто. Например, когда вы — интеллигентный Зайчик, а Вова с соседней парты — Серый Волк, то это вам не шуточки, если такой Во ва крадется к кустику, где вы сию минуту схоронились. Чувствуете, как растет дрожь в поджилках? Это и называется «крещен до» — усиление звучности. Поиграйте-ка в эту игру хотя бы раз, но только поймите, что Волк совсем настоящий. Вы тогда до смерти не еабудете, что именно под разумевает загадочный музыкальный термин. ...Вот так и проходит іто т удивительный урок, где дети даже не всегда понимают, что их игра — и есть учеба. Ни одна из «истин» не вдалбливается и не принимается на веру. Любая из них, под чутким внима нием Марии Алексеевны, обнаруживается и осмысливается самостоятельно. Не прав да ли, истина, открытая тобою самим, это уже не то, что истина, преподанная с вы сокой кафедры? А уж старая она или но вая — абсолютно не важно. На задних скамьях класса, как говори лось уже, можно увидать студентов, запи сывающих что-то в свои тетрадки. Это, ча ще всего, ученики Марии Алексеевны, быв шие или сегодняшние. В музыкальном училище (на своей основной работе) она ведет занятия по методике преподавания сольфеджио. Эти ее уроки со студентами также проходят не совсем обычно. Пред ставьте, что если некто на одном из таких занятий объясняет вам, что первые 15 ми нут с учениками вы должны провести оп рос, следующие 10 минут — объяснение, потом закрепление и т. д .,—~ что вы усвоите из этого? Наверняка много меньше, чем электронная машина, стоит лишь запустить в нее подобную информацию. Мария Алек сеевна ведет объяснение другим путем. Она может начать с того, что нарисует на доске волнистые линии и квадратики. Не- ужели они имеют отношение к преподава тельской методике? Оказывается, имеют. — Смотрите: волнистые линии — это все неприятное, случившееся в вашей жизни, а квадратики — островки радости. Встреча с человеком — это тоже событие, приятное или неприятное. С учителем — тем более! Но память наша устроена так, что она сти рает волнистые линии и оставляет квадрати ки. Таков уж закон психики — устранять дискомфорт. Так вот, постарайтесь, будучи педагогами, попасть в квадратик... Иначе вы будете стерты человеческой памятью, вы и все то, что вы преподаете, как бы ценно оно ни было само по себе! Ученики хорошо понимают все то, что го ворит им Мария Алексеевна: убеждают не в только слова, но и особый дар страстности, интонация, взгляд. Без страстности вообще трудно педагогу, ибо кому же пришло бы в голову н е в о з м у т и м о творить?! По смотрите на любой из конспектов Марии Алексеевны (у нее их множество — по вопросам этики, философии, психологии...) и вы увидите строчки, предложения и це лые абзацы, где ее рука начинает чертить буквы невероятной величины. Это значит, здесь она особенно увлеклась текстом — сопереживает, радуется. Либо протестует. Сама же и удивляется, когда ей показыва ют эти гигантские письмена: — У меня все безразмерное. Выходит, и буквы тоже. Не- иначе у нее: радоваться — значит шумно и от души. Протестовать — значит гневно и с яростью... Вот именно с яростного протеста, как ни странно, началась в ней когда-то мечта сделать сольфеджио праздничным и ярким уроком. В той — ранней и далекой — детской му зыкальной школе, где обучалась она в тридцатые годы, уроки сольфеджио наво дили безвылазную скуку и тоску. Она не могла стерпеть этого. Настолько не могла, что бросила школу, благо, что, как музы кант, получила уже достаточную подготовку у своего отца. («Навсегда с тех пор запом- 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2