Сибирские огни, 1982, № 1
Новея родина ему полюбилась. По-рус ски он выучился говорить почти без акцен та. Больше того, в России он вторично ж е нился и имел от нового брака семерых детей Человеческий облик Теодора (а отныне Федора Федоровича) Штейна был, по от зывам многих знавших его,— прост и бла городен. Рассказывают, что родители его первой жены, носившие громкое имя ба ронов Розеншильд-Паулин, никак не хоте ли признавать того факта, что зять их всего лишь музыкант и что этот фрукт, ни с того ни с сего выбранный их самовольной до черью, не позаботился возрасти на каком- нибудь развесистом генеалогическом дре ве Вот они и велели своему слуге докла дывать о его приходе не иначе, как «барон Штейн», за что Ф едор Федорович не на шутку сердился и вразумлял слугу: «Какой я вам к черту барон? Пианист Штейн! Из воль так и докладывать». Просьба, конечно, оставалась невыполненной. В Петербурге Ф . Ф . Штейн сблизился с виднейшими русскими музыкантами (осо бенно с А. Рубинштейном). Многие из его учеников стали известными пианистами и музыкальными педагогами в России. Сре ди них был и такой, например, музыкант, как Феликс Блуменфельд. С большим вниманием и заботой относился Ф . ф . Штейн к своим ученикам. Не от него ли, много испытавшего, лишенного детства, пошла в роду Штейнов неистребимая и благовейная любовь ко всему живому (особенно к' маленьким детям)?.. Здесь мы расстанемся с Ф едором Ф е доровичем. Когда этот труженик уже за канчивал жизненную свою стезю , выросли дети и многочисленные ученики его. Они разъехались во все концы России и взяли на себя его благородную ношу. ...Вероятно, многие новосибирцы в 30-х, 40-х, 50-х годах встречали подтянутого вы сокого старика, опрятно и старомодно оде того, с большими седыми усами. Со многи ми он ласково раскланивался. Когда его кто-нибудь случайно толкал, он извинялся первый. Надолго запоминался его взгляд, который мог дать представление об уме и доброте человеческой много большее, чем какие угодно слова. И никто, никто .из встречных думать не мог, что перед нй- ми человек, помнивший Чайковского, слушавший Антона Рубинштейна, близко знавший Глазунова и Лядова, профессор Петербургской консерватории и один из основателей музыкальной культуры Ново сибирска Алексей Федорович Штейн. Эстафету музыкального подвижничества он принял непосредственно из рук отца. Отец же был и его педагогом в Петербург ской консерватории, которую Алексей Ф е дорович успешно окончил и, заменив Ф е дора ' Федоровича на его посту, препода вал в ней много лет. Сказать, что он был кумиром своих учеников, значит сказать очень мало или ничего не сказать... Не только его рост, его внешность, его безу пречное умение владеть аудиторией сни скали ему любовь, и даже не только заслу женная репутация превосходного пианиста Алексей Федорович был добр, человечен И, что существенно, никогда не скрывал этого. Людям такого склада немало жутких 1 3 6 сюрпризов преподносит жизнь, но зато одаривает любовью все, что способно лю бить. О нем рассказываю т, что он никогда, например, не говорил вслух ни о ком ниче го плохого. Не из скрытности: он скрытным не был. Ему просто в голову не приходило говорить худое о лю дях — неважно, заслу живали они порицания или нет. Бывало, что ученики, окончившие его класс десятилетия назад, всю жизнь писали ему письма, при знавались в горестях, спрашивали совета. Стоит ли говорить, что отношение учениц к этому педагогу было совсем особое. Они влюблялись в него, кажется, в течение всей жизни, независимо от того, сколько ему было лет. Одна из самых способных и самых оча ровательных его учениц, Т. М. Котлярев- ская, стала впоследствии его женой. О т их брака и появилась у него любимая дочь (и ученица, конечно) — Мария Алексеевна Котляревская (в замужестве Краф т), с раз- говора о которой мы начали повествование. Незадолго до рождения дочери Алексей Федорович вынужден был оставить работу в консерватории. Время было лихое: гражданская война, разруха. В Петрогра де — голодно. Семья перебралась в Бело руссию, в Витебск. Там существовала толь- ко музыкальная ш^ола, но и ее было до- вольно, чтобы приезжий музыкант увидел возможность проявить свой опыт и способ ности. Алексей Федорович погрузился с головой в работу. Работа эта была самой разнообразной: он обучал пианистов, кон цертировал, читал лекции, писал статьи на тему о музыкальном просвещении, даже не чурался административных тягот — был не сколько лет директором музыкальной школы. Но вот что особенно важно: его влекло теперь к самым маленьким ученикам. Бывший профессор Петербурской кон серватории, привыкший общаться с куль турной взрослой аудиторией, он всей ду шой потянулся к детям . Д ум ается, что де ло тут не в том, что чем моложе ученик, тем легче сделать любителя м уз их любим цем. В самом облике и характере Алексея Федоровича что-то наводило на мысль о близости к Государству Маленьких Муд рецов. «Он рассказывал детям ,— свидетельству- ет педагог Ленинградской консерватории С. М. -Хентова,— о фортепиано как о жи вом^ организме, одушевлял его, наделяя свойствами сказочного существа, отвечав шего на любовь и ласку...» (Не правда ли, насколько интересней им еть-дело с роя лем, у которого, кроме зубов, есть глаза, хвост и уши, а главное — живая душа?) Вот именно это сочетание: доброта плюс фантазия, юмор и артистизм — как раз и образуют Минимум, совершенно необходи мый детскому педагогу. О сюда ведут пути к поискам и экспериментам. Сомнений нет: Алексей Федорович не только был учите лем фортепианной музыки, но в самом ши роком значении слова — учителем музыки. Он поощрял импровизацию,' опыты в сочи нении и сам очень много играл перед уче никами — это было наглядной демонстра цией того, что лучше один раз по-настоя щему исполнить м узы ку, чем сто раз о ней рассказать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2