Сибирские огни, 1982, № 1
Петербургской консерватории, а также как знаменитый в прошлом пианист и импро визатор, сподвижник Шопена, Шумана, А . Рубинштейна. За немногими строками этой энциклопедической справки скрыта полная скитаний и драматизма жизнь. Кое- что мы можем восстановить по рассказам, передававшимся из уст в уста в семье Штейнов, и по сохранившимся в рукописи воспоминаниям Алексея Федоровича. Теодор Штейн родился в 1819 году в г. Альтоне, предместье Гамбурга, в семье местного органиста. Мальчик с малых лет был ярко одарен: легко выучился играть на клавире и органе, начал сочинять му зыку. Когда ему было 9 лет, из печати вы шли 12 сочиненных им песен. Упоминание об этом можно найти в собрании статей Роберта Шумана «О музыке и музыкан тах». Начиная с 10 лет, мальчик проявляет необычайную способность импровизиро вать на заданную тему. Этим он удивляет и знатоков-любителей, и профессионалов. Здесь бы, как некогда Листу, найти ему хорошего педагога, да и приступить к му зыкальной учебе всерьез. Не тут-то было. О тец юного музыканта, альтонский органист, решил, что успехи мальчика на эстраде — это как раз тот ш ін с, который грех упустить человеку, по нимающему толк в удаче. Он начал актив но эксплуатировать дарование сына. Зна менательно, что ничего светлого в воспо минаниях о том далеком предке память семьи Штейнов не сохранила. (Может ли быть посмертная кара хуже, чем это веч ное порицание памяти?) Отец и сын колесили по городам Герма нии всегда пешком: сыновладелец был скуп и не тратил денег на почтовые каре ты. О прелестях его общества в рукопис ных воспоминаниях А. Ф . Штейна (со слов отца) говорится буквально следующее: «Будучи чрезвычайно грубым задирой, он, проходя через деревню, обычно вызывал своими злобными замечаниями столкнове ния с местными жителями. Кончалось тем, что ему отказывали в помещении на ноч лег и частенько приходилось проводить ночи в отдаленном пустом сарае». Этот красноречивый отрывок нет смыс ла комментировать. Нравы «минувших дней» и характер отца переданы вполне определенно. Недаром, будучи уже из вестным пианистом, профессором консер ватории и отцом семейства, Теодор Штейн всегда отмалчивался, когда речь заходила о тех его годах. Тяжело говорить о детст ве, которого не было. Рецензенту, которые писали тогда о концертах юного импровизатора, не раз выражали пожелание, обращенное к от цу,— дать, наконец, мальчику хорошее об разование и удержать его от эстрадных выступлений. Один из дальних родствен ников даже предлагал взять мальчика на полный пансион, чтобы предоставить ему эту возможность. Однако папаша Штейн не спешил выпускать из рук столь верный (да к тому же дармовой) заработок. И быть бы Теодору весь свой век ода ренным неучем — а то и спившимся не удачником, познавшим ранний упадок сил, столь обычный для 'дилетантствующих вун деркиндов,— если бы не счастливый слу чай, разом изменивший его судьбу. 134 Здесь мы встречаем единственный пункт, по которому письменная версия и устное предание семьи разнятся между собою., —. правда, скорей по форме, нежели по су ществу. Согласно письменному свидетель ству Алексея Федоровича, в 1834 году в Лейпциге на концерте юного импровиза тора присутствовал Роберт Ш уман. Выступ ление мальчика прошло, ^<ак всегда, с шумным успехом. А после концерта композитор встал со своего места и в при сутствии всей публики «в самых резких выражениях,— пишет А . Ф .,— обратился к отцу мальчика с такой отповедью за безо бразное отношение к таланту сына, из-за чего совершенно запущены его интеллек туальное развитие и музыкальное дарова ние, что пришлось отказаться от беспре рывных поездок из города в город». . Другая (устная) версия: на одном из концертов присутствовал сам «король фортепиано» Лист, который в антракте разыскал беспутного папаш у'и после воп роса «учился ли когда-нибудь ваш маль чик музыке?»— на что получил самодо вольно-отрицательный ответ,— влепил не твердо стоящему на ногах «бизнесмену» здоровенную пощечину. Из двух версий вторую следует считать менее вероятной, если учесть, что совер шить сей акт мордобойного возмездия Листу, возможно, позволил бы его темпе рамент, но вряд ли позволило воспитание. Зато достоверно известно, что вскоре после отповеди, полученной его отцом, мальчик играл, в присутствии датского ко роля Фридриха V I, и король взял его на государственное обеспечение, благодаря чему Теодор Штейн смог, наконец, полу чить приличествующее тому времени му зыкальное образование. После памятной поддержки, оказанной ему Шуманом, пи анист часто и дружески встречался с ним, приезжая в Лейпциг. У Шумана же он познакомился с многими знаменитостями музыкального мира. Кое-что из его устных рассказов (к сожалению, очень мало) записано Алексеем Федоровичем. Записи эти никогда не публиковались, но пред ставляют, на наш взгляд, значительный ин терес. Приведем здесь на выбор два от рывка, которые, может быть, прибавят несколько любопытных штрихов к портре там, хорошо известным читателю, «...В доме Шумана по вечерам было много музыки. Нередко за фортепиано садился сам Шуман. Однако игра его бы ла далеко не совершенна. Помимо слабой техники, он имел привычку злоупотреблять педалью, не отрывая ее во время испол нения, что вызывало нестерпимый шум. Нервный Шопен не в состоянии был вы слушивать такое исполнение. Обычно он подходил к моему отцу и, шепнув ему на ухо: «Шуман сел играть»,— выходил с ним в соседнюю комнату... Весь облик Шумана вспоминался отцу, как человека молчали вого, угрюмо сидящего в стороне от об щества. При отъезде из Лейпцига Шопен пригла сил отца навестить его в Париже. Трудно установить, в каком году мой отец свидел ся с Шопеном, но, вероятно, это было в апреле 1841 года на концерте, причем среди слушателей находился Ф . Лист. О самой игре Шопена отец подтверждал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2