Сибирские огни, 1982, № 1

ИСКУССТВО I Лев Штуден ЭХО МУДРОСТИ Есть некая таинственная духовная обос­ нованность в существовании профессио­ нальных династий (говорят и пишут: потом­ ственный плотник, потомственный врач...). В этом, конечно, мы видим прежде всего практический резон. Хорошо, когда секре­ ты мастерства, трудовую этику, специфи­ ческий уклад жизни будущий мастер, взле­ леянный в традициях семьи, впитывает с пеленок. Но не только в этом суть. Зам е­ чали ли вы, как много обнаруживается в них, в «потомственных», доброты, любов­ ного терпения и глубинной жизненной мудрости? Словно бы предки их веками накапливали и передавали по наследству вместе с пониманием дела — понимание Бытия. Мы поведем наш рассказ об одной из достославных династий музыкантов, д е­ ятельность которых прочно укоренилась в музыкальной культуре Сибири. Нарушая хронологическую последовательность, мы упомянем сперва об одной из последних представительниц этой династии. К под­ робному разговору о ней мы обратимся, в самом конце, но и начало никак не мо­ жет обойтись без нее, ибо энтузиазм (да­ же в написании очерка) мы получаем прежде всего от тех, кто живет и творит рядом с нами. Итак, позвольте представить: Мария Алексеевна Котляревская (Краф т), препо­ даватель теории музыки. Не правда ли, «Теория музыки»— это нечто чопорное и не слишком занятное? Так может рассу­ дить не только человек, от музыки дале­ кий. Пусть любой музыкант, читающий эти Строки, вспомнит, много ли, например, он знавал учителей, ЗАХВА ТЫ ВАЮЩ Е прово­ дивших уроки сольфеджио. Пальцев одной руки, без сомнения, хватило бы ему с из­ бытком. А на уроках Марии Алексеевны из года в год происходит следующ ее: в самые лю­ тые морозы (не так уж редко случающие­ ся в Новосибирске), когда по местному радио младшим школьникам даровано бла­ женство не посещать занятия,— все они, как один, в пимах и рукавицах, до ушей обмотанные мамиными платками, являются в класс Марии Алексеевны. Потому что пропустить хотя бы один ее урок — это значит лишить себя очень яркого и вдох­ новляющего события в жизни. Дети умеют ценить чудеса. VI «гостей» хоть отбавляй на ее занятиях. Приходят и тихонько втискиваются сзади за парты. Учителя из других школ, студен­ ты, даже родители (совсем не музыкан­ ты) сидят и слушают — не потому, что не терпелось бы им узнать что-нибудь про интервал сексты или увеличенное трезву­ чие, а может, просто взрослым иногда хочется подышать доброй живой атмосфе­ рой, в которой дети чувствуют себя почти как на новогоднем празднике. Но главным образом потому, конечно, что здесь есть чему поучиться не только дётям, но и многим учителям. Происходит это. все на втором этаже но­ вого здания Первой детской музыкальной школы. Когда-то в Первой школе училась сама Мария Алексеевна. И там же некогда преподавал ее отец, Алексей Федорович Штейн. Он же и хлопотал об открытии этого первого в Новосибирске музыкаль­ ного учреждения. А в свою очередь, отец профессора, дедушка Марии Алексеевны, пианист и импровизатор Теодор Ш тейн... Но теперь давайте по порядку. Предки этой трудолюбивой музыкальной династии были выходцами с Запада. Уже с 17-го века семья Штейнов известна име­ нами Людвига Штейна, органиста в южной Германии, композитора Иоганна из Гам­ бурга, Георга из Копенгагена. Имя деда Марии Алексеевны, Теодора Теодоровича (Ф едора Федоровича) Штейна мы встре­ чаем в словаре Брокгауза и Эфрона. Он упомянут в числе первых профессоров 1 3 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2