Сибирские огни, 1982, № 1
ИСКУССТВО I Лев Штуден ЭХО МУДРОСТИ Есть некая таинственная духовная обос нованность в существовании профессио нальных династий (говорят и пишут: потом ственный плотник, потомственный врач...). В этом, конечно, мы видим прежде всего практический резон. Хорошо, когда секре ты мастерства, трудовую этику, специфи ческий уклад жизни будущий мастер, взле леянный в традициях семьи, впитывает с пеленок. Но не только в этом суть. Зам е чали ли вы, как много обнаруживается в них, в «потомственных», доброты, любов ного терпения и глубинной жизненной мудрости? Словно бы предки их веками накапливали и передавали по наследству вместе с пониманием дела — понимание Бытия. Мы поведем наш рассказ об одной из достославных династий музыкантов, д е ятельность которых прочно укоренилась в музыкальной культуре Сибири. Нарушая хронологическую последовательность, мы упомянем сперва об одной из последних представительниц этой династии. К под робному разговору о ней мы обратимся, в самом конце, но и начало никак не мо жет обойтись без нее, ибо энтузиазм (да же в написании очерка) мы получаем прежде всего от тех, кто живет и творит рядом с нами. Итак, позвольте представить: Мария Алексеевна Котляревская (Краф т), препо даватель теории музыки. Не правда ли, «Теория музыки»— это нечто чопорное и не слишком занятное? Так может рассу дить не только человек, от музыки дале кий. Пусть любой музыкант, читающий эти Строки, вспомнит, много ли, например, он знавал учителей, ЗАХВА ТЫ ВАЮЩ Е прово дивших уроки сольфеджио. Пальцев одной руки, без сомнения, хватило бы ему с из бытком. А на уроках Марии Алексеевны из года в год происходит следующ ее: в самые лю тые морозы (не так уж редко случающие ся в Новосибирске), когда по местному радио младшим школьникам даровано бла женство не посещать занятия,— все они, как один, в пимах и рукавицах, до ушей обмотанные мамиными платками, являются в класс Марии Алексеевны. Потому что пропустить хотя бы один ее урок — это значит лишить себя очень яркого и вдох новляющего события в жизни. Дети умеют ценить чудеса. VI «гостей» хоть отбавляй на ее занятиях. Приходят и тихонько втискиваются сзади за парты. Учителя из других школ, студен ты, даже родители (совсем не музыкан ты) сидят и слушают — не потому, что не терпелось бы им узнать что-нибудь про интервал сексты или увеличенное трезву чие, а может, просто взрослым иногда хочется подышать доброй живой атмосфе рой, в которой дети чувствуют себя почти как на новогоднем празднике. Но главным образом потому, конечно, что здесь есть чему поучиться не только дётям, но и многим учителям. Происходит это. все на втором этаже но вого здания Первой детской музыкальной школы. Когда-то в Первой школе училась сама Мария Алексеевна. И там же некогда преподавал ее отец, Алексей Федорович Штейн. Он же и хлопотал об открытии этого первого в Новосибирске музыкаль ного учреждения. А в свою очередь, отец профессора, дедушка Марии Алексеевны, пианист и импровизатор Теодор Ш тейн... Но теперь давайте по порядку. Предки этой трудолюбивой музыкальной династии были выходцами с Запада. Уже с 17-го века семья Штейнов известна име нами Людвига Штейна, органиста в южной Германии, композитора Иоганна из Гам бурга, Георга из Копенгагена. Имя деда Марии Алексеевны, Теодора Теодоровича (Ф едора Федоровича) Штейна мы встре чаем в словаре Брокгауза и Эфрона. Он упомянут в числе первых профессоров 1 3 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2