Сибирские огни, 1982, № 1

работать на производстве и правдами и не­ правдами пристроились на «теплые» ме­ стечки, где можно работать «шаляй-валяй». И если этих бездельников отправить на производство, то они и производство-то дез­ организуют, и толку там от них все равно не будет. И это делается специально, так как, дескать, у нас не должно быть безра­ ботицы, а бездарям с дипломами надо где- то числиться. Я, конечно, не согласен с ним.' Дай, ду­ маю, разберусь с аппаратом, которым руко­ вожу я лично. Ведь он тоже относится к категории тех, о которых речь идет. Итак, начали. Начальник планового отдела при­ нес штатное расписание, начальник отдела кадров —штатное замещение. Черт, возьми, большая контора! Больше пятисот. Ученые, инженеры, техники. Структура — отделы, группы, секторы, бюро, лаборатории. Вро­ де, все по уму, по тематике. Каждый имеет свою программу, цель. Нет и здесь все в по­ рядке. Не придерешься. Так, пойдем даль­ ше. Отдел, в него входит несколько секто­ ров. Лаборатория — несколько групп. Все, вроде, логично. Начальник отдела руково­ дит начальниками секторов, а те — своими подчиненными. Отделов двадцать, столько же начальников/ Секторов — сорок два. Ру­ ководители налицо. Есть еще главные спе­ циалисты — направленцы. Их тоже немало, около шестидесяти. Да, без этих не обой­ дешься. Главная ударная сила. Они дума­ ют, творят, визируют, согласовывают. Мо­ таются по стране как угорелые. У каждого что-то ценное в голове. Одержимые люди. Очень обидчивые и ранимые, если не так коснешься их заветного. Такими они и должны быть. Это их работа. На них дер­ жатся все идеи. Через них идеи выходят на производство. Итак, полтораста налицо (и я в том числе, и мои заместители). Про этих вряд ли плохо напишут. Не та обста­ новка, чтобы бездельничать. Покурить не­ когда в коридоре, не то что кроссвордом заниматься. Так. Осталось триста с лиш­ ним. Посчитаем по рабочим местам. В фир­ ме семьдесят пять чертежных столов, двад­ цать лабораторных мест, пятнадцать ра­ бочих мест на всевозможной оргтехнике (множительные аппараты, пишущие ма­ шинки и т. д.). Все заняты. Задание, план. Никто за них не сделает. Эти тоже не мо­ гут бездельничать. Характер работы не по­ зволит. Ну, если кто, в крайнем случае, улизнет на часок, наверстывать его, этот часок, все-таки придется. Либо поднажать, либо в перерыве посидеть, либо вечером. А некоторые и в нерабочий день приходят. Итак, осталось двести. Все в должностях. Старшие инженеры, инженеры, экономисты, техники и пр. — Вера Викторовна,— прошу я началь­ ника отдела кадров,— дайте мне должност­ ные инструкции на всех этих работни­ ков. Аккуратная толстая папка. На каждую должность — инструкция. На каждой инст­ рукции — подпись, что ознакомился с обя­ занностями и согласен. Все по форме. — Сколько за прошлый квартал было на­ рушений должностных инструкций и рас­ порядка? — От начальников отделов поступило три докладных. Одной — выговор в прика­ зе, двум — снижены премии на двадцать процентов. Ну, что ж, три нарушителя на пять­ сот человек — в пределах допустимого. Тем более что ни одно нарушение не остав­ лено нами без внимания. Местком заседал. Обсудили. Приказ написали. Порядок. Нет| для фельетона у нас материала не набе’ решь. Так в чем же дело? Есть ли все-таки какая-то питательная среда для безделья? Условия, так сказать. Читаю первую попавшуюся должност­ ную инструкцию. Аккуратно переписан рас­ порядок дня, а дальше «...должен участво­ вать... принимать активное участие... спо­ собствовать... проводить работу...» и прочее из области морального кодекса и социали­ стических обязательств. Документ много­ значительный, но никакую конкретную ра­ боту не регламентирующий. Приглашаю работника. — Нина Федоровна, расскажите, пожа­ луйста, над чем вы сейчас работаете... Легкое замешательство. Смотрит на ме­ ня, не понимая, к чему бы этот вопрос. — Ну, что поручают, то и делаю... — Что делаете сегодня конкретно? — Читаю отчет восле машбюро. Исправ­ ляю ошибки... — Ну, а завтра чем будете заниматься? — Исправлю ошибки, отнесу в переплет­ ную. — А потом? — Что потом? — Что делать будете через неделю? — Что скажут. Объективно Нина Федоровна не должна быть плохим работником или бездельником. Образование — высшее. До севера — пять лет в НИИ. Семья, двое детей. Заботы по дому немалые. На север приехала на три года, подзаработать. Так ведь надо же ра­ ботать, а не быть на побегушках. Вызываю ее непосредственного руководи­ теля. — Вячеслав Иванович, у вас Нина Фе­ доровна не загружена работой. Почему? — Не только она, еще трое... — Почему, объясните? — Я не могу определить им работу. На севере они недавно, условий не знают. На проектной работе не работали. Семейные, в командировку не пошлешь. Загружаю от­ дельными поручениями. — Зачем брали этих работников? — Я не брал, мне их отдел кадров на­ правил. 'Штаты, говорят, у нас в отделе пу­ стуют. — Так 'загрузите их работой поплотнее. Делать, что ли, нечего? (Начинаю перечис­ лять недостатки в работе отдела.) Убедившись, что такие недостатки в ра­ боте действительно имеют место, Вячеслав Иванович наконец-то открывает мне кое- какие истины: — Нас в секторе десять. Я и главспец в постоянных разъездах. Четверо работают над проектами. Четверо, как мы говорим, «лежачие». Подготовить документ они не могут. Не хватает ни опыта, ни квалифи­ кации. Согласовать его не могут. Не тот уровень. В командировку ехать не могут — семьи. Я пробовал им эти дела поручать. Ничего не получилось. Два часа разъясня­ ешь, два часа проверяешь, сутки за ними переделываешь. Двойная работа. Лучше .118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2