Сибирские огни, 1982, № 1
работать на производстве и правдами и не правдами пристроились на «теплые» ме стечки, где можно работать «шаляй-валяй». И если этих бездельников отправить на производство, то они и производство-то дез организуют, и толку там от них все равно не будет. И это делается специально, так как, дескать, у нас не должно быть безра ботицы, а бездарям с дипломами надо где- то числиться. Я, конечно, не согласен с ним.' Дай, ду маю, разберусь с аппаратом, которым руко вожу я лично. Ведь он тоже относится к категории тех, о которых речь идет. Итак, начали. Начальник планового отдела при нес штатное расписание, начальник отдела кадров —штатное замещение. Черт, возьми, большая контора! Больше пятисот. Ученые, инженеры, техники. Структура — отделы, группы, секторы, бюро, лаборатории. Вро де, все по уму, по тематике. Каждый имеет свою программу, цель. Нет и здесь все в по рядке. Не придерешься. Так, пойдем даль ше. Отдел, в него входит несколько секто ров. Лаборатория — несколько групп. Все, вроде, логично. Начальник отдела руково дит начальниками секторов, а те — своими подчиненными. Отделов двадцать, столько же начальников/ Секторов — сорок два. Ру ководители налицо. Есть еще главные спе циалисты — направленцы. Их тоже немало, около шестидесяти. Да, без этих не обой дешься. Главная ударная сила. Они дума ют, творят, визируют, согласовывают. Мо таются по стране как угорелые. У каждого что-то ценное в голове. Одержимые люди. Очень обидчивые и ранимые, если не так коснешься их заветного. Такими они и должны быть. Это их работа. На них дер жатся все идеи. Через них идеи выходят на производство. Итак, полтораста налицо (и я в том числе, и мои заместители). Про этих вряд ли плохо напишут. Не та обста новка, чтобы бездельничать. Покурить не когда в коридоре, не то что кроссвордом заниматься. Так. Осталось триста с лиш ним. Посчитаем по рабочим местам. В фир ме семьдесят пять чертежных столов, двад цать лабораторных мест, пятнадцать ра бочих мест на всевозможной оргтехнике (множительные аппараты, пишущие ма шинки и т. д.). Все заняты. Задание, план. Никто за них не сделает. Эти тоже не мо гут бездельничать. Характер работы не по зволит. Ну, если кто, в крайнем случае, улизнет на часок, наверстывать его, этот часок, все-таки придется. Либо поднажать, либо в перерыве посидеть, либо вечером. А некоторые и в нерабочий день приходят. Итак, осталось двести. Все в должностях. Старшие инженеры, инженеры, экономисты, техники и пр. — Вера Викторовна,— прошу я началь ника отдела кадров,— дайте мне должност ные инструкции на всех этих работни ков. Аккуратная толстая папка. На каждую должность — инструкция. На каждой инст рукции — подпись, что ознакомился с обя занностями и согласен. Все по форме. — Сколько за прошлый квартал было на рушений должностных инструкций и рас порядка? — От начальников отделов поступило три докладных. Одной — выговор в прика зе, двум — снижены премии на двадцать процентов. Ну, что ж, три нарушителя на пять сот человек — в пределах допустимого. Тем более что ни одно нарушение не остав лено нами без внимания. Местком заседал. Обсудили. Приказ написали. Порядок. Нет| для фельетона у нас материала не набе’ решь. Так в чем же дело? Есть ли все-таки какая-то питательная среда для безделья? Условия, так сказать. Читаю первую попавшуюся должност ную инструкцию. Аккуратно переписан рас порядок дня, а дальше «...должен участво вать... принимать активное участие... спо собствовать... проводить работу...» и прочее из области морального кодекса и социали стических обязательств. Документ много значительный, но никакую конкретную ра боту не регламентирующий. Приглашаю работника. — Нина Федоровна, расскажите, пожа луйста, над чем вы сейчас работаете... Легкое замешательство. Смотрит на ме ня, не понимая, к чему бы этот вопрос. — Ну, что поручают, то и делаю... — Что делаете сегодня конкретно? — Читаю отчет восле машбюро. Исправ ляю ошибки... — Ну, а завтра чем будете заниматься? — Исправлю ошибки, отнесу в переплет ную. — А потом? — Что потом? — Что делать будете через неделю? — Что скажут. Объективно Нина Федоровна не должна быть плохим работником или бездельником. Образование — высшее. До севера — пять лет в НИИ. Семья, двое детей. Заботы по дому немалые. На север приехала на три года, подзаработать. Так ведь надо же ра ботать, а не быть на побегушках. Вызываю ее непосредственного руководи теля. — Вячеслав Иванович, у вас Нина Фе доровна не загружена работой. Почему? — Не только она, еще трое... — Почему, объясните? — Я не могу определить им работу. На севере они недавно, условий не знают. На проектной работе не работали. Семейные, в командировку не пошлешь. Загружаю от дельными поручениями. — Зачем брали этих работников? — Я не брал, мне их отдел кадров на правил. 'Штаты, говорят, у нас в отделе пу стуют. — Так 'загрузите их работой поплотнее. Делать, что ли, нечего? (Начинаю перечис лять недостатки в работе отдела.) Убедившись, что такие недостатки в ра боте действительно имеют место, Вячеслав Иванович наконец-то открывает мне кое- какие истины: — Нас в секторе десять. Я и главспец в постоянных разъездах. Четверо работают над проектами. Четверо, как мы говорим, «лежачие». Подготовить документ они не могут. Не хватает ни опыта, ни квалифи кации. Согласовать его не могут. Не тот уровень. В командировку ехать не могут — семьи. Я пробовал им эти дела поручать. Ничего не получилось. Два часа разъясня ешь, два часа проверяешь, сутки за ними переделываешь. Двойная работа. Лучше .118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2