Сибирские огни, 1981, № 12
ДВЕРЬ НА ХОЛМЕ 95 рийное, сладенькое молочко, которым отныне и выкармливала свое обильное потомство. Естественно, старая моль, далее писал А. М. Кувыркалов, от грубой пищи и беспощадной борьбы скоро ослабела и не могла уже в достаточ ном количестве доставлять детям молочко. Тогда потомство съело ее, а само, не будучи приученным к грубой пище, вымерло. Остались только сироты, которые не получали молочка, а с детства грызли искусственные ткани. «Так что, моль еще жива, надо бороться с нею и не успокаиваться на достигнутом!» — заканчивал мас тер свой новый шедевр «Моление о моли». Анисим Михайлович не имел демонстративных слабостей или по казных странностей, присущих великим мира сего. Он не писал акварелью, как иные подмастерья слова. Думая проде монстрировать щедрость таланта, они, напротив, демонстрировали его скромность еще и в области живописи. Он не играл йи на гитаре, ни на рояле, освобождая тем самым собратьев по перу от необходимости кри- вить;душою. Не был Кувыркалов и коллекционером, хотя многие из со ратников его были подвержены этой страсти. Собирали все — от книг, старинных грампластинок, фарфора, мебели до бритвенных лезвий, ма рок, пробок и автомобильных покрышек. Был и небольшой отряд нумизматов, которые собирали совре менные отечественные дензнаки, и коллекции их, хранимые в сберега тельных кассах, были весомы. Ничего странного, особенного не было ни в облике, ни в поведении А. М. Кувыркалова — ни трубки, ни собаки, ни трости, ни жены, кото рая молодостью своей приводила бы окружающих в саркастическое не доумение, и даже то, что он, заканчивая очередной шедевр, тут же шел в фотоателье и позировал для портрета «9X12»,— он свершал не для оригинальности, а для литературы. Писатель старался облегчить работу будущих исследователей бочатской словесности, чтобы они всегда име ли возможность сопоставить его произведение с фотографией автора именно того периода, когда оно создавалось. У мастера были специальные папки: на обложке — условные и окончательное название шедевра, а в папке —черновики, варианты, про комментированные читательские письма и ответы на них, стенограммы телефонных и прочих разговоров, подробные дневниковые записи, счета из прачечной, трамвайные и другие билеты, справки о состоянии здо ровья на каждый день, копии бюллетеней, сводки погоды... Короче го воря, все то, что сопутствовало и в его жизни, и в жизни остального мира созданию очередного шедевра. Такие досье он заводил на каждое произведение, каждый, отточен ный репетициями, экспромт, каждую свою мудрую мысль, каждое вы ражение, которому уготовано было стать крылатым. И так — всю жизнь. Постепенно квартира прозаика стала напоми нать городской архив. Жить было практически негде. Тогда А. М. Ку выркалов организовал в ряде сел литературные музеи. Вы спросите, когда будете в Кольцовке, Беркутах или Тырышке,— где тут литературный музей? И знающие люди вам покажут в каждой из деревень по большому шкафу, заполненному аккуратными картон ными папками... Остается только сожалеть, что Анисим Михайлович был и остается единственным среди бочатских литераторов, кто столь целеустремленно заботится о труде будущих исследователей своего творчества. Другие... Что говорить о других! Скажем, критик X. X., архив у него был обширный, а что толку? Он и свои сочинения, и книги писателей, которых критиковал, хранил в брикетах. Квартира была малогабарит ная, а книг скапливалось много.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2