Сибирские огни, 1981, № 12
188 У КНИЖНОЙ п о л к и спективах безудержного массового потре бительства. Лебедок честно сообщает о своей чудес ной способности в Академию наук, а сам уезжает в город — его тянет к человече скому общению. На новом месте, в силу природной жалостливости, Лебедок пона чалу удовлетворяет потребности своих со седей по общежитию в материальных бла гах, но скоро в нем вырастает протест: он органически не переносит хапуг (таковы приемщик коопромхоза, грибник Григорий, начальник участка). Лебедок страстно ищет взаимопонимания. В этих поисках он попа дает на «дно». И вот последняя стычка с потребителями, мелкими эксплуататорами его волшебного дара — с грабителями на улице. Под угрозой смерти беззлобный Лебе док превращает бандитов в клопов. И тут — трагический финал повести: психика Лебедка не выдерживает... Портретная галерея наших современни ков предстает перед нами в рассказах С. Задереева. Вот чистый сердцем юноша, трагической ценой достигающий грани подлинного человеческого и гражданского мужества («Карнаухов, срочно вылетай»), вот собирательница пустых бутылок Феня, (эывшая колхозница, из жалости к сыну приехавшая в город, существо без проч ных социальных корней («Привычка жить»), вот тревожный общественный симптом забвения молодежью военного подвига отцов и дедов («Дерево единое»), вот сов ременный «человек в футляре», «пусто утробный Пякшин», в котором нелепый случай на мгновение пробуждает совесть («О жизни и вообще»). Проза Сергея Задереева несуетлива, она тяготеет к психологической углубленности. Чувствуется пристальное внимание автора к жизни, ощущается богатый духовный опыт тридцатилетнего, молодого по совре менным меркам, автора. Герои Задереева — конкретные люди в конкретных обстоятельствах (в их сущест вование веришь), и именно потому — в си лу своей конкретности — несущие обобща ющие черты. Даже полусказочный, прит- чевый образ Пети Лебедка окружен на столько плотной вещественностью, что и он воспринимается как реально существу ющий человек. Молодой писатель не озабочен описа тельством поверхности жизни, он старает ся вникнуть в суть явлений. И хочется ве рить, что, избрав рабочими инструментами правду и четкость гражданской позиции, С. Задереев сможет ' и впредь активно, творчески подходить к изображаемому. К удаче С. Задереева надо отнести и то, что при явной тенденциозности его прозы моральные выводы не декларируются ав тором, а возникают из сути текста. Хотелось бы пожелать С. Задерееву бо лее четко строить композицию, работать над динамикой сюжета. Думается, все это со временем придет. Язык первой книги полон художествен ных деталей, вкус к которым С. Задереев вырабатывал в лирических миниатюрах, многие из них он удачно использовал в своей первой книге. Настоящая литература — гуманна, она не зря названа человековедением. Для Сергея Задереева человек — явление зага дочное, существо, еще не достаточно изу ченное. В образе Лебедка автор поэтизи рует нашего современника, и, по-моему, волшебство Лебедка следует понимать просто как символ бесконечности наших творческих способностей. Дебют — почти всегда интересен, ибо автор шел к нему долго, всю жизнь, какою бы короткой она ни была. Но вдвойне ин тереснее дебют, со всей определенностью говорящий, что яркое начало обещает нам не менее яркое и своеобразное продол жение. С. ГОРОХОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2