Сибирские огни, 1981, № 12
у к н и ж н о й п о л к и 187 трактор не пройдет»). И в ночном без мальчишки дело не обходится. Вот его портрет в зеркале озера: кепка задом наперед, шишка на лбу, веснушки на щеках, загорелый нос, чубчик, а за пле чами— лук и стрелы. Герой Берсенева хорошо знает, как до стается молоко («Мама с дойки вечерней идет, я встречаю ее у ворот»). Видя, как о нем заботятся старшие, малыш думает не только о своем благополучии. У него возникает потребность что-то сделать для братьев и приятелей («С кем бы мне ве щами поделиться?»). У ребенка — добрая и деятельная душа. Вместе с братишкой он мастерит кормуш ку для птиц («Зимняя столовая»), а потом катает братишку на санках, ухаживает на ферме за ласковым другом — теленком, помогает деду Никите пробивать лунки в речном льду («Приплывайте, рыбы, к лун кам свежим воздухом дышать!»), вместе с отцом проверяет, готова ли пашня к севу, а в дни уборки хлебов с гордостью под нимается на мостик отцовского комбайна и радуется, когда папа разрешает ему по держать в руках штурвал. В герое стихов А. Берсенева малыши современной деревни легко узнают себя и увидят лучшее в себе. Например, читая стихотворение «Остались без обеда», дети наверняка восхитятся работой комбайне ров, которые «под ежик» подстригли поля и не оставили на них ни одного колоска, ни одного зернышка, так что гусям и пола комиться нечем. Без малейшей дидактики поэт внушает маленькому читателю, как важно беречь хлеб. Нет голых назиданий и в стихотворении «Завтра в школу». И все же оно учит ре бенка аккуратности, порядку, серьезному отношению к своим обязанностям («Сам рубашку я погладил и начистил так ботин ки, что не сыщешь ни пылинки. Петуха пре дупредил, чтоб пораньше разбудил...»). Умение доходчиво, образно и нескучно говорить о серьезных вещах — главное до стоинство поэта, пишущего для детей до школьного возраста. Именно таким качеством обладает Александр Берсенев. ИВАН КРАСНОВ Сергей Задереев. Дерево единое. Повесть, рассказы. Красноярское кн. изд-во, 1980. «Остановила Петю поляна, а посреди — ели. Их пять, и растут они чуть ли не из одного корневища. Пять больших пальцев тянутся в небо, к пролетающему облаку...» Первую книгу Сергея Задереева соста вили повесть и четыре рассказа. Исполь зуя сравнение автора, хочется сказать, что эта «пятерня» прозы протянулась точно к «пролетающему облаку» Современности. «Корневище и ствол» здесь — конечно, повесть «Петя Лебедок». Ей и основное внимание. С помощью фантастического элемента С. Задереев попытался проникнуть в пси хологию одного из важных социальных вопросов наших дней. Представьте: в современной, реальной, вещественной обстановке живет и действу ет человек, обладающий способностью мгновенно преодолевать расстояние меж ду замыслом и воплощением. Появление такого героя не случайно. Го това ли психика современного человека, запросто привыкающего к самым сенсаци онным техническим чудесам, к чуду пол ного удовлетворения своих желаний? — в этом вопросе заключен пафос повести. Главный герой ее, Петя Лебедок, с дет ства обнаруживает способность к нестан дартному мировосприятию. Он — «тонко слезный». Зрелищем звездного неба успо каивал отец плачущего Петю. На всю жизнь в нем остаются тайны сказок. Жа лость к замерзшему воробью в Пете по рою сильнее школьной дисциплинирован ности. Он не молчит, «когда надо» (т. е. когда в ы г о д н о ) , подобно некоторым мальчишкам. Он уходит из школы, когда ему становится неинтересно. Он инстинк тивно не приемлет обывательского счастья. Наконец он уходит из города в тайгу, ста новится охотником-промысловиком. Ост рая тоска о погибшем друге — собаке по прозвищу Черник — открывает в нем спо собность к материальному воплощению своих мечтаний и желаний. И что же? «Он растерялся, ведь тогда можно делать что вздумается. Хочешь — работай, хочешь — нет. Любую артистку в жены можно взять. Жить в Москве, ездить на «Волге», а пить — так только иностранные вина. Петя запнул ся, что еще можно? Слетать на Луну? Нет, это не получится. Да, вот проблема тогда будет, все можешь, а делать нечего. Вооб- ще-то — родных обеспечить надо»... Как видим, хорошо еще, что этот чудес ный дар достался человеку, уважение к труду в котором сильнее всех остальных эмоций, которого просто пугает перспек тива сытого бездельничания. Наколдовал он одиннадцать бочек клюквы (надо было сдать в Заготконтору, как охотнику-про- мысловику), но тут же его стыд гложет: «получилось, вроде бы украл он» ягоду. Лебедок вообще не злоупотребляет чудес ной способностью, продолжает охотиться, читает книги по психологии, пытаясь науч но обосновать (как-никак он человек XX века!) природу своего феномена. Скоро Лебедок убеждается, что чудо — это орудие обоюдоострое. Изменил он для себя погоду с дождя на солнце— а полу чилось, что друга подверг смертельной опасности... И вообще, «себе хорошо де лал, а для людей злом обернулось. Мо жет, и есть добро, но только когда о себе не думаешь, чтобы и чуть оно тебя не ка салось. Каждый бы думал только о другом. А то все о себе. Вот и обиды, и горе. На верно, каждый боится в проигрыше остать ся...» Как видим, мучительные размышления Лебедка приводят его к размышлениям об альтруистической природе человеческого счастья, о разумных пределах технического прогресса, о деформирующих душу пер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2