Сибирские огни, 1981, № 12
у к н и ж н о й п о л к и 183 Характер одного из таких героев — стар шего инспектора рыбнадзора Суслова — выписан А. Зверевым очень убедительно: веришь, что такие люди не могут не побе дить. И вот что особенно важно: «вечный бой», в котором пребывает Суслов,— это прежде всего бой за возрождение чело века, бой за пробуждение в людях свет лых душевных качеств — именно на этом участке видится Суслову главное развитие нынешних и будущих сражений (целая сю жетная линия в повести Суслов — Гоша Жо хов посвящена исследованию как раз та кой «стратегии» грозного инспектора). Возродить человеческое в лыковцах, пробудить в них чувство сопричастности с родной природой — и первая битва за со хранность матери-земли уже будет выиг рана— вот генеральная программа фрон тового капитана, а ныне инспектора рыб надзора Якова Суслова и его самого вер ного единомышленника писателя Алексея ~Зверева. НИКОЛАЙ КУЗИН Житие протопопа Аввакума. (Серия «Ли тературные памятники Сибири»]. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979. Стотысячный тираж этой книги разошел ся вмиг. Это ли не убедительное возраже ние всем тем, кто считает, что древнерус ская литература не имеет сегодня широко го читателя? Незадолго до этого сочинение «огне- пального протопопа» было издано в соста ве «Пустозерского сборника» И. Н. Заволо- ко вместе с житием Епифания и другими сочинениями пустозерских узников (Л., 1975), и явилось солидным академическим трудом, где полное фототипическое вос; произведение «Пустозерского сборника» сочинений Аввакума и Епифания сопро вождается наборным текстом, детальными палеографическими, текстологическими, лингвистическими наблюдениями, источни коведческим комментарием. В иркутском издании, рассчитанном на широкого читателя, иной подбор текстов, иной комментарий, есть основательная за ключительная статья о творчестве Авваку ма и его времени. Хотя цели и характер обоих изданий различны, их объединяет не только уважение Исследователей к вели кому бунтарю и его удивительной испове ди, ставшей одной из вершин древнерус ской литературы,— обе книги равно вобра ли в себя немалые достижения науки пос ледних лет. Они украшены зрелыми плода ми труда многих филологов и историков, занимающихся русской культурой бурного и противоречивого XV II века. Читая эти издания, думаешь о том, что именно в последние годы творчеству пусто зерских узников особенно повезло — но вые интересные находки и наблюдения шли друг за другом, и поток этот не соби рается иссякать. Вот лишь один пример. На страницах 330 и 331 иркутского издания в качестве несомненной параллели к одно му из посланий Аввакума указывается текст «Вопрошения от сына духовного к отцу...». Это одно из новых текстологиче ских наблюдений. Оно связано с открыти ем нового яркого источника: письма, от правленного в Пустозерск одним из тай ных учеников Аввакума из царского окружения. Письмо написано в 1676 г., вскоре после смерти царя Алексея Ми хайловича, и содержит удивительно реа листический рассказ об обстоятельствах смерти царя, о разгроме Соловецкого вос стания, о том, кто действительно правит страной от имени юного царя Федора, и даже о постановках придворного театра царя Алексея Михайловича. Текст был от- 'крыт Н. С. Демковой в одном из рукопис ных сборников, привезенных ленинград ской археографической экспедицией с Се верной Двины; независимо от нее списки того же письма были найдены Н. Ю. Буб новым и Н. Н. Покровским. Каждое сочинение Аввакума, многие произведения его круга — окно в то бур ное и интересное время. Настолько иск ренним и своеобразным является его та лант, писательская манера, так естественно его прямое общение с читателем, что воз никает эффект прямого присутствия. Дер жать впервые в руках такие тексты всегда чудо. -Предельно индивидуально, самобытно письмо протопопа Аввакума. Привлекая же традиционные, церковные, тексты, он их переосмысливает. Аввакум любил говорить «мой Христос», и это справедливо: евангельские тексты под его пером получали настолько не обычную, неканоническую трактовку, что она вскоре была признана еретической. Иркутское издание — массовое, и ком ментарий здесь прежде всего реальный, исторический. Хотя в предисловии сказано, что в его основу положено издание под общей редакцией Н. К. Гудзия (ГИХЛ, 1960), иркутский сборник оказался на уровне достижений последнего двадцати летия. Это в первую очередь относится к собственно комментарию, значительно до полненному и улучшенному. То же можно сказать и о большой обобщающей статье В. Е. Гусева о творчестве Аввакума, кото рая не только содержит добротный лите ратуроведческий анализ, но дает точную и правильную историческую характеристи ку идейных битв эпохи, не всегда еще по нятных специалистам-историкам. Есть лишь несколько замечаний в этой связи. Несмотря на прямое заявление «соузника» Аввакума Лазаря, вряд ли сто ит так однозначно говорить (с. 241) об от сутствии у Аввакума в Пустозерске книг. Неудачно, как нам кажется, прокомменти ровано на с. 299 излюбленное Аввакумом сопоставление его мук с мученичеством митрополита Филиппа, убитого опричника ми Ивана Грозного. Комментарий объяс няет это убийство участием Филиппа в тай ном боярском заговоре. Сейчас очень не многие историки продолжают разделять эту концепцию. Нам кажется, что коммен тируемый автор в этом случае объясняет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2