Сибирские огни, 1981, № 12
182 У КНИЖНОЙ полки легкую послереволюционную пору, ничуть не озлобили его душу, скорее даже сде лали ее еще более нежной и отзывчивой. И тут, наверное, ничего нет парадоксально го, если вспомнить, что русская душа и всегда-то закалялась в сложных и суро вых условиях, И в этом смысле Евлампий Гневышев — прямой продолжатель и хра нитель сокровенных качеств русского на ционального характера, ведущего свою родословную от героев сказок и былин, «огнепального Аввакума», толстовского ка питана Тушина, шолоховского Григория... Но при всех этих отчетливо обозначен ных символических чертах в характере Гне- вышева он ничуть не утрачивает обаятель ной непосредственности, напротив, все его поступки кажутся приземленно будничны ми, рядовыми, со всеми, как говорится, плюсами-минусами. И это еще больше ук репляет во мнении, что образ Гневыше- ва — большая удача А. Зверева, что по весть «Раны» — творение истинного худож ника, сумевшего сказать о войне выстра данное слово-исповедь. Высокое . художественное мастерство проявил А. Зверев и в повести «Выздоров ление», тоже посвященной военной теме. Правда, тут события происходят не на фронте, а в тыловом госпитале. Герои по вести, несмотря на тяжелые ранения и удаленность от места боев, продолжают считать себя в строю, так как не теряют на дежды вернуться на огненные рубежи. А потому и переполнены желанием скорей" шего выздоровления. Повесть пронизана оптимизмом, кото рым сполна наделены ее сурово «поме ченные» войной герои. А с какой проникновенностью поведал А. Зверев о трогательной дружбе очень разных людей, оказавшихся под общей госпитальной крышей, о дружбе, прочность которой, пожалуй, равновелика той, что возникает на фронтовых дорогах — ведь раненые бойцы, повторяю, считают себя действующими защитниками Родины. В этом произведении нет эпических ха рактеров, но каждый из персонажей «Вы здоровления» наделен индивидуальностью. И здесь писатель тоже успешно справился с главной художественной задачей; через судьбы отдельных людей показал истоки высоты духа всего народа, ведущего труд нейший бой с озверелым врагом. В повести «Гарусный платок» А. Зверев как бы и вовсе «отстранился» от непосред ственных военных событий — тут в центре внимания автора не участники войны, а их осиротевшие дети. Драматично сложилась жизнь у героев повести — мальчика Миньки и его старшей сестры Лиды, потерявших родителей в лихую военную пору, и писатель су мел впечатляюще рассказать об этом, хотя должен заметить, что образ Миньки во многом относит нас к Петрушке Иванову из рассказа Андрея Платонова «Возвраще ние». С живейшим интересом воспринимается самое крупное произведение нового сбор ника А. Зверева — повесть «Льжовцы и лы ковские гости», в которой писатель расска зывает о событиях нынешних дней. Это своего рода страстный художественно-пуб лицистический памфлет против потреби тельского отношения к родной природе, взволнованное воззвание к защите богатст ва земли оѴ грабежей «по-лыковски». Страшное впечатление производят на читателя жители сибирской деревни Лы- ковка, и даже с трудом веришь в их, можно сказать, привычное потребитель ство, в их полнейшую оторванность от общества и его нравственных принципов. Но писатель все-таки убеждает нас, что явление лыковцев — не сотворенный фан тазией художника упреждающий фено мен, а реальная зараза на теле общества. Ретроспективная хроника, к которой при бегает А. Зверев, рассказывая историю возникновения стихийной «общины» мате рых рабаков-браконьеров, окопавшихся в Лыковке (коллективизация, оказывает ся, обошла их стороной, не захотели они объединиться и в рыболовецкую брига ду), кое-что проясняет в плане «историче ской неизбежности» такого явления, но вовсе не успокаивает нас, когда мы воз вращаемся из минувшего в настоящее лыковцев. И если можно еще формально смирить ся с ограблениями, которым подвергалась лык^вцами река в предвоенные годы (ни какого рыбнадзора тогда и в помине не было), то допустим ли такой безнаказанный разбой в наши дни? Нет, теперь лыковцам не совсем воль готно: на реке инспектор Суслов — быв ший фронтовик-офицер, человек кристаль ной честности и огромной отваги; с лыков- цами пытается вести «воспитательную» ра боту старый учитель, а ныне пенсионер Чи ров, вернувшийся в отчие края. Однако ни каждодневные инспекционные «налеты» Суслова, ни личный пример Чирова (отка зался пользоваться на рыбалке сетями) не производят на лыковцев практически ника кого воздействия. Скрываясь от преследо ваний Суслова, они даже с большим азар том и с большей беззастенчивостью про должают ограбление реки. Более того, лыковцы сдружились теперь и с «интелли гентными» любителями даров природы вроде Лехтова и Гречухина — паразитами, облеченными властью... Так что же делать с бандитизмом лыковцев и их новых «спод вижников»?.. На этот вопрос писатель отвечает с такой же страстностью, как и в повестях, посвя щенных труднейшему военному времени: надо бороться с паразитами общества, гра бителями природных богатств Родины столь же энергично, решительно. И можно по нять и разделить гражданский гнев воина- писателя. А. Зверев с горечью «признает, что в войне с новыми варварами еще «не обо значились фронты, резервы не подтянуты», но он полон веры, что в этой новой вой не Родина тоже сумеет собрать «под свои знамена солдат» в помощь тем передовым отрядам, которые «уже дерутся» и в кото рых «есть уже герои».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2