Сибирские огни, 1981, № 12
178 А. КИТАИНИК в Казахстане («Право на гордое слово»). Он спешил туда, где зачиналось небыва лое, грандиозное, что рождалось впервые, а писал так, будто всегда занимался гидро станциями, металлургическими заводами, освоением целинных земель, обнаруживая глубокое знание предмета, привлекая ко лоссальный дополнительный материал, и каждый новый очерк давал читателю бога тые впечатления. Тут, в «полосе оживления», его, как и прежде, влекли не столько события сию минутные, но прежде всего то, что четко обозначало перспективы. Братск — но впе реди Дивногорск, впереди Единая Энерге тическая Система Сибири. Междуре- ченск — а ему видятся уже территориаль но-производственные комплексы в Запад ной и Восточной Сибири, на юге Якутии... ...и экзотика А как было не соблазниться? Вышел Геннадий Падерин к берегам Ти хого океана. Кончились стальные пути... Но за Татарским проливом — Сахалин, Кури лы! А из Владивостока выходит танкер в район промысла китобойной флотилии «Алеут»! А в уссурийской тайге, в селе Кортун, живут комбайнер Игнат Трофимо вич Трофимов и его сын Василий, помощ ник комбайнера, да брат Макар — тракто рист, да друг-шофер Иван Калугин. И все они — знаменитые тигроловы! А в Петро- павловске-Камчатском работает один из виднейших вулканологов страны, член-кор респондент Академии наук СССР Борис Иванович Пийп, который затевает соору жение первой в Союзе геотермальной электростанции в Паужетке!.. Конечно же, Падерин побывал всюду — и на Сахалине, и у китобоев, и у тигроло вов, и на вулканах. Даже на Краю света побывал (так называется мыс одного из островов Курильской гряды — Шикотана). И родился цикл очерков, названный «...и экзотика». Но действительно необычные, подлинно экзотические сюжеты не засло нили от очеркиста многих проблем, волно вавших его и на Большой земле. . В краеведческом музее Комсомольска- на-Амуре, погрузившись в дневниковые записи первостроителей города, Геннадий Падерин вспомнил слова Эффенди Капие- ва, обращенные к самому себе: «Запоминай, Капиев! Броди, смотри и запоминай, ибо все, что творится сего дня, — неповторимо: никогда, никогда больше не будет на земле ничего подоб ного... Даже одна строка, честно написан ная сегодня, будет со временем ценнее и прекраснее многих книг». Этому правилу, этому девизу неукосни тельно следует Падерин и поныне. Постепенно, исподволь прозревал в жур налисте - очеркисте писатель - документа лист. Он был уже профессиональным ли тератором (его приняли в Союз писателей в 1962 году), но не порывал с газетой, про должая обогащаться впечатлениями, на капливая в «запасниках» темы будущих произведений. Цикл очерков «...и экзотика» завершает ся вроде бы не относящимися ко всему написанному строками: х «На днях мне довелось побывать вместе с группой журналистов на строительной площадке Сибирского отделения Академии наук под Новосибирском, где создается второй по значению в стране научный центр. Наше внимание привлекло только что законченное здание Института гидроди намики. А рядом с этим роскошным зда нием, едва приметная среди еще не уб ранного строительного мусора, темнела не большая брезентовая палатка. Над входом, на фанерной дощечке, не очень аккуратно было написано: «ТИХИЙ ОКЕАН». Тихий океан? Под палаткой? Ну, как прой ти мимо такого! «Океан? оказался бетонным корытом в двадцать Метров длиной, на дне его по блескивал полуметровый слой воды. Возле корыта возился с приборами научный со трудник Института гидродинамики Андрей Дерибас. — Законы движения воды,— разрешил он наши сомнения,— одинаковы и для океана и для лужи. В данном случае мы изучаем цунами...». Тихий океан в палатке — несомненно не обычно. Но не только законы движения воды одинаковы для подлинного океана и научного стенда, имитирующего этот океан. Нужно уметь разглядеть великое в малом. Не это ли бетонное корыто позволило писателю увидеть ту «зону неизведанных глубин» в науке, что определила его твор чество на долгие годы? Был у Падерина еще один очерк — «Го род с «секретным пригородом». Очерк-от поведь американскому журналисту Уэлле ру, оплевавшему в своих писаниях Новоси бирск и его «секретный пригород» — Академгородок. Он, думается, тоже явил ся, так сказать, «домашней заготовкой» на подступах к главным темам. Основа большинства произведений Ген надия Падерина строго документальна. И тут он предельно взыскателен к себе: «Ты пишешь книгу, и книга эта — доку ментальная. Ты пишешь и постоянно пом нишь: твои герои — люди, взятые из жиз ни, взятые вместе с их подлинными име нами, с их адресами, с их родными и знакомыми... Ты пишешь и знаешь: твоим героям мо жет навредить даже самая махонькая не точность, невнимательность с твоей сторо ны, могут навредить в одинаковой степени и недосказ и пережим, чрезмерная пер чинка и неумеренное подслащивание, из быточная откровенность и не к месту вы свеченный факт...». В зоне неизведанных глубин Переход от путевых и производственных очерков к очеркам-исследованиям в твор-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2