Сибирские огни, 1981, № 12
В ЗОЩ НЕИЗВЕДАННЫХ ГЛУБИН 177 проектировании и сооружении этих самых магистралей. Эпиграфом к ней он взял слова Герберта Уэллса из «России во мгле»: «В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию бу дущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром. Он видит, как вме сто разрушенных железных дорог появ ляются новые, электрифицированные, он видит, как новые шоссейные дороги про резают всю страну, как поднимается об новленная и счастливая, индустриализиро ванная коммунистическая держава». Новые железные дороги в Сибири про кладывались на глазах и при непосредст венном участии молодого журналиста. Уже в тех, первых очерках обнаружилась способность его безошибочно попадать туда, где всего интереснее и труднее, уга дывать среди множества людей тех, кому более всего подходит определение Лич ность. Уже тогда проявился его талант рассказывать о самом обыденном и про заическом увлеченно и увлекательно. Тогда же стали формироваться творческие прин ципы будущего писателя, отличающиеся глубоким проникновением в сущность са мых разнородных явлений, стремлением с завидной дотошностью докапываться до мельчайших подробностей, которые откры вают глаза самому неискушенному читате лю на то, до чего сам бы этот читатель никогда и не додумался. В очерках той, первой книги, написанных с переднего края важнейших строек, Па дерин заглядывал далеко вперед. Расска зывал ли он о трассовиках, путеукладчиках, ' мостостроителях, вместе со своими героя ми он за каждым кубометром грунта, уло женного в полотно будущей дороги, за каждым звеном пути и очередной опо рой моста видел преображение всей не обозримой Сибири. іТак в очерке, давшем название книге и посвященном строительству КЭжносибир- ской магистрали, чисто репортажные страницы соседствуют с яркими портрета ми, публицистические строки с полными юмбра лирическими отступлениями, кото рые, однако, не заслоняют заинтересован ных размышлений автора о проблемах перспективных, общегосударственных. Уже краткое вступление к очерку дает представление о том, что сулит в недале ком будущем сооружение очередного участка Южсиба, как из отдельных участ ков-звеньев возникает разветвленная сеть железнодорожных линий, соединяющих Урал, Казахстан и Сибирь с центральными районами страны. Тогда, в конце пятиде сятых годов, многое только предполага лось. Сегодня все то, о чем мечтал журна лист, о чем мечтали герои его очерков, претворено в жизнь. Падерина заинтересовало, какой участок лег самым первым по трассе огромного Южсиба? Кто строил его? Знакомясь с ар хивными документами, он натолкнулся на папку — «Технико-экономическая записка к проекту линии Магнитная — Карталы дли ною 146 клм, составленная по изысканиям 12 Сибирские огни № 12 управления постройки, произведенным в 1926-27 гг.». Под документом была подпись начальника техотдела Багдасарьянца. Того самого Николая Акоповича Багдасарьянца, который продолжал работать в тресте «Томсктрансстрой» и практически участво вал в завершении строительства магистра ли! Впрочем, он уже вышел на пенсию... Но при встрече инженер-пенсионер огоро шил журналиста новой идеей, новым гран диозным планом — Северосибирской маги страли, Неуемный этот челбвек, казалось, настолько занесся в мечтах, что жаль было его разочаровывать. Не так-то много лет прошло — два деся тилетия с небольшим, а на карте страны четко прочерчены линии завершенных строительством участков дороги, которые со временем сольются в Севсиб. Таких неуемных, одержимых реалистов- мечтателей Падерину посчастливилось встречать во множестве. Это и дежурная по станции Купа Евдокия Вепрева, и ма шинист Серафим Марных («К берегам Ле ны»), еще один машинист — Николай Чи- куров («Испытательный срок») и диспетчер Алексей Василенко («Перстень красави цы»). бригадир путеукладчиков Анатолий Лубягин («Облака ниже нас») и начальник станции Гончарово Нина Рузанова с целой девичьей бригадой («Побежденные рас стояния») — несть им числа! Очерк принято относить к жанру недол говечному, «не подлежащему длительно му хранению». Но вот проходят годы и годы, а герои падеринских очерков не стареют, не забываются. Читать о них ин тересно и сегодня. Больше того, именно сегодня поверяется точность авторского видения и предвидения. Многотрудные обязанности спецкора та кой боевой газеты, как «Гудок», позволяли Падерину постоянно перемещаться из кон ца в конец страны. Мог ли он, подобно иным его коллегам, не утруждать себя не устанными поисками, ограничиваться вы полнением редакционных заданий и жить относительно спокойно? Нет, не МОГ. Не 8 его это натуре. И случилось то, что неиз бежно должно было случиться. Еще раз вернемся к очерку «Рельсы идут на Восток». «На четыре тысячи километров размах нулась трасса Южсиба, и вдоль всей этой трассы, по обе стороны от нее, поднимает ся целина, вырастают новые заводы, про биваются стволы новых шахт, вспыхивают огни электростанций, просыпается таеж ная глухомань. И если ширина «полосы отчуждения», принятая у нас в стране, со ставляет 25 метров, то ширина «полосы оживления» измеряется десятками кило метров, а порою вообще не поддается из мерению»,— писал Падерин. То, что происходило в «полосе оживле ния», не могло не увлечь его. Сооружает ся Братская ГЭС, и он расспрашивает про славленного гидростроителя Ивана Ивано вича Наймушина. Начинается строительство Запсиба — Падерин на Антоновской пло щадке («Земля новых адресов»). Развора чивается наступление на целину — Падерин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2