Сибирские огни, 1981, № 12
А. Китайник В ЗОНЕ НЕИЗВЕДАННЫХ ГЛУБИН К 60-летию «Зв достижения в области поэзии и фантастики» — значится в дипломе еже годной премии, учрежденной в свое время шведской Академией искусств. Естествен но, претендовать на нее могут лишь произведения, заслужившие всеобщее при знание. Иными словами, шедевры. И пото му легко понять интерес, с каким’ было встречено в 1975 году сообщение о том, будто названная премия за минувший год присуждена... стокгольмскому Институту метеорологических прогнозов. Посыпались запросы: какой такой ше девр родился в стенах института? И по ка кой такой причине с ним не знакома ши рокая общественность? «Премия присуждена в связи с тем,— последовало разъяснение жюри,-т что про гнозы погоды в минувшем году обнаружи вали необычную поэтическую фантазию, не имевшую ничего общего с действитель ностью». Так, в свойственной ему манере, что называется, с ходу брать читател^ голыми руками, начинает Геннадий Падерин новую свою документальную повесть, над кото рой работает долгое время. Повесть, как нетрудно догадаться по приведенной ци тате, посвящена едва ли не одной из наи более сложных задач, стоящих перед уче ными,— предсказанию погоды. Герои его произведения — выдающиеся советские ученые, вооруженные и блестя ще разработанными ими теориями, и бы стродействующими электронно-вычисли тельными машинами, закаленные много летним опытом далеко не всегда удачных поисков, преисполненные оптимизма, убежденные в успехе многотрудного дела. Повесть еще не завершена. И упомина ние о ней, тем не менее, уместно потому, что новая работа писателя подтверждает верность его избранному пути 8 творчест Г. Падерина ве, соединившем литературу с Большой Наукой. Все началось с дороги... Точнее — с железной дороги. В 1939 году Геннадий Падерин приехал из Забайкалья в Новосибирск и поступил в Институт инженеров железнодорожного транспорта. Война помешала ему стать инженером путей сообщения. После тяже лого раненая под Сталинградом пришлось пересмотреть дальнейшие планы. Факуль тет журналистики Московского государст венного университета дал новую профес сию, но стальные магистрали еще много лет удерживали крепко при себе. Сотруд ник газеты «Железнодорожник Кузбасса», а затем собственный и специальный кор респондент «Гудка», Падерин в полном смысле этого слова стал изыскателем но вых железнодорожных трасс в Сибири. И это не преувеличение. Это сейчас, когда БАМ пересекает тыся чекилометровые пространства Сибири и Дальнего Востока, кажутся несопоставимы ми масштабы железнодорожного строи тельства первых послевоенных лет. Но достаточно назвать опубликованный в 1946 году дневник инженера Кошурни- кова, чей подвиг никогда не будет забыт, чтобы представить, с ікакими усилиями и трудностями прокладывался в ту пору каждый километр новых путей. Сталинск — Абакан, Абакан — Тайшет, Тайшет — Лена... Южсиб! Среднесибирская магистраль! Эти стройки первых после военных пятилеток гремели на всю страну. Первая изданная з Новосибирске книга очерков Геннадия Падерина называлась «Рельсы идут на Восток» и рассказывала о V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2