Сибирские огни, 1981, № 12

А. Китайник В ЗОНЕ НЕИЗВЕДАННЫХ ГЛУБИН К 60-летию «Зв достижения в области поэзии и фантастики» — значится в дипломе еже­ годной премии, учрежденной в свое время шведской Академией искусств. Естествен­ но, претендовать на нее могут лишь произведения, заслужившие всеобщее при­ знание. Иными словами, шедевры. И пото­ му легко понять интерес, с каким’ было встречено в 1975 году сообщение о том, будто названная премия за минувший год присуждена... стокгольмскому Институту метеорологических прогнозов. Посыпались запросы: какой такой ше­ девр родился в стенах института? И по ка­ кой такой причине с ним не знакома ши­ рокая общественность? «Премия присуждена в связи с тем,— последовало разъяснение жюри,-т что про­ гнозы погоды в минувшем году обнаружи­ вали необычную поэтическую фантазию, не имевшую ничего общего с действитель­ ностью». Так, в свойственной ему манере, что называется, с ходу брать читател^ голыми руками, начинает Геннадий Падерин новую свою документальную повесть, над кото­ рой работает долгое время. Повесть, как нетрудно догадаться по приведенной ци­ тате, посвящена едва ли не одной из наи­ более сложных задач, стоящих перед уче ными,— предсказанию погоды. Герои его произведения — выдающиеся советские ученые, вооруженные и блестя­ ще разработанными ими теориями, и бы­ стродействующими электронно-вычисли­ тельными машинами, закаленные много­ летним опытом далеко не всегда удачных поисков, преисполненные оптимизма, убежденные в успехе многотрудного дела. Повесть еще не завершена. И упомина­ ние о ней, тем не менее, уместно потому, что новая работа писателя подтверждает верность его избранному пути 8 творчест­ Г. Падерина ве, соединившем литературу с Большой Наукой. Все началось с дороги... Точнее — с железной дороги. В 1939 году Геннадий Падерин приехал из Забайкалья в Новосибирск и поступил в Институт инженеров железнодорожного транспорта. Война помешала ему стать инженером путей сообщения. После тяже­ лого раненая под Сталинградом пришлось пересмотреть дальнейшие планы. Факуль­ тет журналистики Московского государст­ венного университета дал новую профес­ сию, но стальные магистрали еще много лет удерживали крепко при себе. Сотруд­ ник газеты «Железнодорожник Кузбасса», а затем собственный и специальный кор­ респондент «Гудка», Падерин в полном смысле этого слова стал изыскателем но­ вых железнодорожных трасс в Сибири. И это не преувеличение. Это сейчас, когда БАМ пересекает тыся­ чекилометровые пространства Сибири и Дальнего Востока, кажутся несопоставимы­ ми масштабы железнодорожного строи­ тельства первых послевоенных лет. Но достаточно назвать опубликованный в 1946 году дневник инженера Кошурни- кова, чей подвиг никогда не будет забыт, чтобы представить, с ікакими усилиями и трудностями прокладывался в ту пору каждый километр новых путей. Сталинск — Абакан, Абакан — Тайшет, Тайшет — Лена... Южсиб! Среднесибирская магистраль! Эти стройки первых после­ военных пятилеток гремели на всю страну. Первая изданная з Новосибирске книга очерков Геннадия Падерина называлась «Рельсы идут на Восток» и рассказывала о V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2