Сибирские огни, 1981, № 12
ВДОХНОВЕННОЕ СЛОВО АРАТА 171 Он начал с пьес («Женщина» — 1935, «Узун-Кара и Семис-Кара»— 1937, «Три го да на посту секретаря ячейки»— 1938) и небольших рассказов («Муки батрака», «Охота на волков»), содержание которых было исполнено критическим отношением к феодальным порядкам и отзывалось на самые неотложные нужды времени. По су ти дела его литературная деятельность всегда была продолжением общественной работы, неустанной борьбы за торжество социалистических идеалов. Именно по этому наиболее плодотворным для него, как писателя, оказалось воспроизведение действительности через свой, .непосредст венный опыт жизни, с опорой на докумен- тализм и автобиографизм. Автобиографическая трилогия «Слово арата»— главное произведение Салчака Тока. Это книга, которую он выстрадал всей жизнью, к которой шел многие годы и писал целые десятилетия. Возникнове ние ее замысла относится еще к 30-м го дам. Началась она в 1943 году повестью «В берестяном чуме», которая стала потом начальной главой новой повести «К боль шому порогу», появившейся в 1950 году в журнале «Сибирские огни». Этот материал составил основу первой книги, удостоен ной в 1951 году Государственной премии; в 1956 году увидела свет вторая книга; в 1964 году читатель получил третью. На всех частях этого произведения ле жит ярко выраженная печать изначально- сти. Повествуя о том, как все начиналось в новой Туве, как просыпался ее народ от вековой покорности и молчаливости, как рождалось в нем нетерпение к байско феодальной действительности, как склады валась новая государственность и новая культура, эта книга сама явилась началом новой культуры, первым эпическим про изведением молодой тувинской литера туры. Даже выбор жанровой формы произве дения в данном случае тоже может быть объяснен тем, что в начале литературного пути легче бывает опереться на материал собственной жизни, непосредственно пере житого, прочувствованного и продуманно го. Как показывает исторический опыт мно гонациональной советской литературы, это общая особенность молодых национальных литератур, своего рода художественная закономерность, когда в них на первых порах преобладают произведения автобио графического жанра. И местная, национальная, и общесоюз ная критика одобрительно встретила пер вую книгу «Слова арата», назвав ее «та лантливой повестью» (В. Карпова), «волну ющей повестью» (А. Колосков), достойной «народного признания» (Г, Ломидзе), от метив «строгость и яркость почерка» (М. Эвентов) ее автора. Именно с ее по явлением критика связала «возникновение тувинской прозы» (М. Надеждина), «рож дение романа» в тувинской литературе (Д. Романенко). Действительно, будучи автобиографиче ской трилогией, «Слово арата», однако, по своей глубинной жанровой сути — пер вый социальный роман в тувинской лите ратуре. А это всегда событие, праздник для любой национальной литературы, сви детельство ее идейно-эстетической зрело сти и роста самосознания народа, которо му она принадлежит. Как известно, роман представляет собой жанр, более всего приспособленный к изображению судьбы человеческой в свете судьбы народной, его прежде всего отличает способность показать движение событий, идей и харак теров во времени. Человек в отношении ко Времени — именно в этом состоит главный смысл ав тобиографической трилогии «Слово арата». Тувинскому мальчишке Тывыкы, родивше муся в берестяном чуме с земляным по лом, с раннего детства познавшему горь кую долю батрака у богатого хозяина, так и не удалось бы избавиться от духовной немоты, так и не довелось бы почувство вать себя человеком, если б не события, происшедшие в России и всколыхнувшие весь мир. Герой Салчака Тока уверен; все происшедшее с ним потому и должно быть рассказано читателю, что в его част ной судьбе просматриваются общие за коны Времени, что в его личной жизни, как в зеркале, отразились общественные сдвиги, что в его индивидуальной биогра фии сказалась биография эпохи, страны, народа. С первых же строк книга Салчака Тока покоряет своей доверительно-искренней интонацией: «Здравствуй, читатель! В ка ком бы краю нашей великой страны ты ни был и какой бы ни была твоя трудовая жизнь, я уверен— ты не откажешься по знакомиться с моей родной Мерген». Чи татель сразу оказывается как бы внутри изображаемых событий, приглашен как бы к непосредственному соучастию в них. От главы к главе повествование развертывает ся как достоверное, документально об основанное изображение жизни. Оно очень динамично, насыщено многоцветном чувств, мыслей, переживаний, событий, лиц, характеров. В самом заглавии' книги не случайно подчеркнут исповедальный характер ее содержания. Это именно «сло во»— живое, горячее, искреннее, хотя пи сатель предпочитает столько же рассказы вать о пережитом, сколько и показывать его — в картинах, сценах, эпизодах, диа логах. • Глубиной поэтического чувства и любви к родному краю, его природе и людям веет со страниц книги Салчака Тока. Писа тель и его автобиографический герой не устают восхищаться щедрой силой родной земли, разнообразием ее ландшафта — стремительностью рек, текущих с гор, мощью горных хребтов, раздольем степи, суровой величавостью тайги. Настоящим гимном любви к реке Мерген звучит нача ло романа. Все изгибы, все причуды, весь прихотливый путь ее от истока до устья переданы и описаны с такой же теплотой и нежностью, как характер любимого че ловека. «Истоки Мерген стережет непо движная, темная тайга. К ним не доходят метели и бури. Охраняет берега цепь ост
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2