Сибирские огни, 1981, № 12
168 ВИКТОР КРЕЩИК — Вам хотелось бы в нем побывать? — спросил я. — Да, очень бы хотелось еще в нем по бывать, хотя бы раз еще побывать. И тут я узнал, что Юмакаев строил са мый северный в мире железнодорожный мост через реку Норилку. Это было в декабре- 1963 года. Из-за пйгодных условий самолет совершил по садку в Дудинке, и до Норильска пассажи ры добирались поездом, а от вокзала до гостиницы — автобусом. Мороз был около пятидесяти градусов, и стоял непроницае мый туман. Даже рядом ничего не видно. Юмакаева и его спутников перевели через улицу и сказали, что вот он, вход в го стиницу... Леонид Алексеевич свое ощущение пе редал так: — Вошел и не могу понять, где нахо жусь. То ли в 'Сочи, то ли в Ялте. Кругом цветы, зелень, тепло, уют. Юмакаев строил двухпутный мост — для движения поездов и автомобилей одно временно. Мост этот должен был соеди нить Талнахское месторождение медно- нйкелевых руд с Норильским горно-метал лургическим комбинатом. На стройку не раз приезжал Владимир Иванович Долгих, работавший в то время директором комбината, оказывал всяче скую помощь строителям. Мост в Нориль ске был сооружен а самые кратчайшие сроки, на которые только можно было рас считывать. Коллектив подобрался на удив ление слаженный, люди работали, как го ворится, на совесть. Многие из тех, кто строил мост в Норильске, сегодня работа ют в мостоотряде № 38, участвуют в со оружении метромоста через Обь. О стиле работы в Норильске Юмакаев сказал так: — Там никто и никому не писал писем о том, что и когда нужно сделать, что и куда нужно подвезти. Достаточно было поговорить по телефону — и это уже счи талось законом. Если кто-нибудь подво дил, про него говорили, что это непоря дочный человек и что с ним работать нельзя. * * * Большой школой для мостостроителей Новосибирска стало сооружение второго коммунального моста. Он имеет свои осо бенности — это первый в условиях Сибири сварной мост. В нашей стране сварные мо сты строились и раньше, но только в ев ропейской части — в Киеве (мост имени Патона), в Москве. Успешное завершение строительства моста дало положительный ответ на воп рос о возможности подобных сооружений не только в Сибири, но и в условиях Край него Севера. Постоянную помощь мосто- строителям-сибирякам оказывали специа листы из Института сварки имени Патона Освоение всех новшеств шло через уча сток левого берега. Начальником участка там был Владимир Федорович Тищенко, опытный, изобретательный мастер, хоро ший руководитель. Бригадиром у него в то время работал Алексей Дмитриевич Мель ников — сейчас он руководит бригадой монтажников на метромосту. Второй коммунальный был и остается самым сложным сооружением, с которым пришлось иметь дело сибирским мостови кам. С этим делом они справились с честью. После завершения строительства и сдачи в эксплуатацию этого моста Алексею Дмитриевичу Мельникову, монтажнику Борису Федоровичу Шувалову и Леониду Алексеевичу Юмакаеву было присвоено звание — заслуженный строитель РСФСР. Строители, возводившие сварный мост, перешли на другие объекты. Многие из них трудятся на метромосту. Нет среди них Владимира Федоровича Тищенко — он скончался через несколько недель после сдачи второго коммунального... А он меч тал принять участие в главной стройке Но восибирска — сооружении метрополитена и его объектов. Память об этом замеча тельном человеке навсегда осталась в сердцах его товарищей и учеников. * * * Когда едешь из левобережной части Но восибирска по Октябрьскому мосту, обя зательно кто-нибудь из гостей города спросит: -г- А здесь что у вас строится? И новосибирцы с гордостью отвечают: — Мост для метро! Линия, по которой мост пересечет Обь, уже четко прослеживается через ряд воз веденных опор. Каким он будет? Как он впишется в архитектурный облик города? Осталось уже немного времени, когда мы это сможем увидеть воочию. Очень долго шли споры о том, какой принять вариант,— либо отдельно стоящий мост метро, либо совместить его с первым коммунальным. Участвовали в разработке проекта два коллектива проектировщи ков-— Ленинградский институт «Ленгипро- трансмост» и Московский институт «Гипро- трансмост». Ленинградцы предложили вариант отдельно стоящего моста, а мос ковские проектировщики настаивали на совмещенной конструкции. Окончательное решение принял градостроительный совет в Новосибирске. Мостов, подобных Октябрьскому, немно го в нашей стране. Вариант, который пред полагал его реконструкцию, конечно же, испортил бы внешний вид сооружения. Было решено построить для метрополите на отдельно стоящий мост в восьмидесяти метрах вверх по течению от коммунально го. Автор этого проекта— Сергей Викто рович Цыганцов с сотрудниками «Ленгип- ротрансмоста». Длина метромоста два километра сто десять метров. Он будет состоять из соб ственно моста над руслом Обу (896 мет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2