Сибирские огни, 1981, № 12

168 ВИКТОР КРЕЩИК — Вам хотелось бы в нем побывать? — спросил я. — Да, очень бы хотелось еще в нем по­ бывать, хотя бы раз еще побывать. И тут я узнал, что Юмакаев строил са­ мый северный в мире железнодорожный мост через реку Норилку. Это было в декабре- 1963 года. Из-за пйгодных условий самолет совершил по­ садку в Дудинке, и до Норильска пассажи­ ры добирались поездом, а от вокзала до гостиницы — автобусом. Мороз был около пятидесяти градусов, и стоял непроницае­ мый туман. Даже рядом ничего не видно. Юмакаева и его спутников перевели через улицу и сказали, что вот он, вход в го­ стиницу... Леонид Алексеевич свое ощущение пе­ редал так: — Вошел и не могу понять, где нахо­ жусь. То ли в 'Сочи, то ли в Ялте. Кругом цветы, зелень, тепло, уют. Юмакаев строил двухпутный мост — для движения поездов и автомобилей одно­ временно. Мост этот должен был соеди­ нить Талнахское месторождение медно- нйкелевых руд с Норильским горно-метал­ лургическим комбинатом. На стройку не раз приезжал Владимир Иванович Долгих, работавший в то время директором комбината, оказывал всяче­ скую помощь строителям. Мост в Нориль­ ске был сооружен а самые кратчайшие сроки, на которые только можно было рас­ считывать. Коллектив подобрался на удив­ ление слаженный, люди работали, как го­ ворится, на совесть. Многие из тех, кто строил мост в Норильске, сегодня работа­ ют в мостоотряде № 38, участвуют в со­ оружении метромоста через Обь. О стиле работы в Норильске Юмакаев сказал так: — Там никто и никому не писал писем о том, что и когда нужно сделать, что и куда нужно подвезти. Достаточно было поговорить по телефону — и это уже счи­ талось законом. Если кто-нибудь подво­ дил, про него говорили, что это непоря­ дочный человек и что с ним работать нельзя. * * * Большой школой для мостостроителей Новосибирска стало сооружение второго коммунального моста. Он имеет свои осо­ бенности — это первый в условиях Сибири сварной мост. В нашей стране сварные мо­ сты строились и раньше, но только в ев­ ропейской части — в Киеве (мост имени Патона), в Москве. Успешное завершение строительства моста дало положительный ответ на воп­ рос о возможности подобных сооружений не только в Сибири, но и в условиях Край­ него Севера. Постоянную помощь мосто- строителям-сибирякам оказывали специа­ листы из Института сварки имени Патона Освоение всех новшеств шло через уча­ сток левого берега. Начальником участка там был Владимир Федорович Тищенко, опытный, изобретательный мастер, хоро­ ший руководитель. Бригадиром у него в то время работал Алексей Дмитриевич Мель­ ников — сейчас он руководит бригадой монтажников на метромосту. Второй коммунальный был и остается самым сложным сооружением, с которым пришлось иметь дело сибирским мостови­ кам. С этим делом они справились с честью. После завершения строительства и сдачи в эксплуатацию этого моста Алексею Дмитриевичу Мельникову, монтажнику Борису Федоровичу Шувалову и Леониду Алексеевичу Юмакаеву было присвоено звание — заслуженный строитель РСФСР. Строители, возводившие сварный мост, перешли на другие объекты. Многие из них трудятся на метромосту. Нет среди них Владимира Федоровича Тищенко — он скончался через несколько недель после сдачи второго коммунального... А он меч­ тал принять участие в главной стройке Но­ восибирска — сооружении метрополитена и его объектов. Память об этом замеча­ тельном человеке навсегда осталась в сердцах его товарищей и учеников. * * * Когда едешь из левобережной части Но­ восибирска по Октябрьскому мосту, обя­ зательно кто-нибудь из гостей города спросит: -г- А здесь что у вас строится? И новосибирцы с гордостью отвечают: — Мост для метро! Линия, по которой мост пересечет Обь, уже четко прослеживается через ряд воз­ веденных опор. Каким он будет? Как он впишется в архитектурный облик города? Осталось уже немного времени, когда мы это сможем увидеть воочию. Очень долго шли споры о том, какой принять вариант,— либо отдельно стоящий мост метро, либо совместить его с первым коммунальным. Участвовали в разработке проекта два коллектива проектировщи­ ков-— Ленинградский институт «Ленгипро- трансмост» и Московский институт «Гипро- трансмост». Ленинградцы предложили вариант отдельно стоящего моста, а мос­ ковские проектировщики настаивали на совмещенной конструкции. Окончательное решение принял градостроительный совет в Новосибирске. Мостов, подобных Октябрьскому, немно­ го в нашей стране. Вариант, который пред­ полагал его реконструкцию, конечно же, испортил бы внешний вид сооружения. Было решено построить для метрополите­ на отдельно стоящий мост в восьмидесяти метрах вверх по течению от коммунально­ го. Автор этого проекта— Сергей Викто­ рович Цыганцов с сотрудниками «Ленгип- ротрансмоста». Длина метромоста два километра сто десять метров. Он будет состоять из соб­ ственно моста над руслом Обу (896 мет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2