Сибирские огни, 1981, № 12
160 С. РОЖНОВА , Н. КУРДИНА истории и проч. Заметное место в их творчестве занимала идея фаталистического, рокового предопределения судьбы отдельного человека. Пропагандируя в «Думах» славу и величие национальных отечественных героев, Рылеев подавал историю русскому читателю в особом, программном декабристском ключе. Историческая объективность подхода поэта к изображаемым событиям под тверждалась справками, которые предваряли художественный текст. Источником для него была «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Метод Н. М. Карамзина вполне устраивал поэта. Описывая подвиги Ермака, Карамзин проникся пониманием того, что присоединение Сибири было явлением «любопытным, действительно удиви тельным, если и не чудесным». Под впечатлением необычности событий сибирской эпопеи Карамзин как бы подготовил материал для дальнейшей его художественной интерпретации. Например, описание бури, сыгравшей роковую роль в гибели Ермака, былр взято Карамзиным из народных преданий: «Ермак знал о близости врага и, как бы утомленный жизнью, погрузился в глубокий сон со своими удалыми витязями, без наблюдения, без стражи. Лил сильный дождь, река и ветер шумели, тем более усып ляя казаков...>> И знаменитые рылеевские строки «Ревела буря, дождь шумел», несом ненно, навеяны «Историей» Н. М. Карамзина. _ Подобно многим декабристам, Рылеев представлял себе нацию и национальный характер как нечто неизменное и вечное, существовавшее с древнейших времен и до нынешнего дня. Этот метафизический взгляд приводил к построению определенной схемы: если современные русские герои прежде всего обладают свободолюбием и стремлением к независимости, то, по мнению поэта, таковы должны быть глазные ка чества и княгини Ольги, и Ивана Сусанина, и Ермака. Странной кажется современному читателю идея рокового предопределения ги бели славного Ермака: Но р о к о в о й его у д ел Уж е си д ел с гер о ем р яд о м И с со ж ал ен и ем гл я д ел Н а ж е р т в у лю б о п ы тн ы м взгл ядо м . Кроме «Истории» Н. М. Карамзина, Рылеев, безусловно, пользовался большой библиотекой Общества Любителей Российской Словесности, где были собраны бога тые материалы (как современные, так и летописные) географического, исторического и этнографического характера. Рылеев следовал общей тенденции ' декабристского направления, которую четко сформулировал В. К. Кюхельбекер: «Вера праотцев, нра вы отечественные, летописи, песни и сказания народные — лучшие чистейшие источ ники для нашей словесности». В результате этого своеобразного художественного синтеза дума Рылеева орга нически превратилась в песню, до чрезвычайности популярную в народе, получила большую и долгую жизнь у многих поколений русских людей. В драме А. С. Хомякова «Ермак» герой предпринимает поход в Сибирь в надеж-' де искупить свое преступление — он убил любимого опричника царя, обидчика своей невесты. Цель похода —«изгладить стыд свой; с небом примириться». А. С. Хомяков в этой пьесе проповедовал гармонию национального единства народа во главе с ата маном и царя-вседержателя. «Ермак» Хомякова создавался одновременно с «Бори сом Годуновым» Пушкина, и оба эти произведения перекликались с идеями декаб ристского движения. Пушкин показал высокую степень трагизма, кроющуюся в разла де «мнения народного» и воли правителей, Хомяков же примиряет Ермакову вольни цу с властью царя-деспота. Вера в предначертанность жизненного пути Ермака, сила рока определяла дра матизм фигуры народного вождя, всей его личной судьбы. Пушкин назвал эту пье су «лирическим произведением пылкого юношеского вдохновения», а самого Ерма ка — «идеализированным» героем. Действительно, «Ермак» Хомякова представляется сейчас наивным и в то же время выспренним произведением. Но это были поиски пу тей изображения русской истории и, в частности, попытка осмысления образа Ермака в свете официальной идеологии. Концовка драмы — слова героя — может служить тому примером: \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2