Сибирские огни, 1981, № 12

ЕРМАК ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ 159 ческий факт, а психологическая реакция читателя на него, не само действие, а чув­ ства, вызванные его описанием. И Дмитриев достигал желанного результата: его Ер­ мак вызывал трепетное, уважительное чувство к седой отечественной старине, не зна­ комой еще дворянскому кругу русских читателей. Близок Дмитриеву по идее и средствам выражения отрывок из поэмы о Ерма­ ке А. Н. Радищева «Ангел тьмы». В нем описана картина поединка разбушевавшихся космогонических сил — Ангела тьмы и Ангела света. Единственное конкретное ука­ зание на реальную основу событий — стихии противоборствуют над Уральским хреб­ том: «И се жизненность возстенала, ощутив приближение своего непримиримого вра­ га, удалилась от места, идеже он возседал. Кремнистые гор сердца врзтрещали под тяжкою его пятою, разверзлись и необъятные в недрах сотворили хляби. ...Легчайшая из стихий огнь, возвиваясь от среды земныя, летит вихрящяся к ея поверхности, разъяренная в полете облаком, который он пожирает горя...» Битва стихий перекли­ кается с борьбой человеческих страстей: радостью, алчностью, злобой, яростью и властолюбием. По этому отрывку нельзя судить, с кем борется Ермак и какие силы он олицетворяет; поединок неземных, вселенских стихий должен был усиливать впе­ чатление грандиозности происходящего. И салонный поэт И. И. Дмитриев, и поэт-революционер А. Н. Радищев были за­ няты поисками изображения национального героя, и оба видели источники в народ­ ном творчестве и летописях. Следует отметить и сходство используемых художни­ ками фольклорных мотивов. В татарских сказаниях героическая сила Ермака сравни­ валась со стихийными природными силами: огнем, водой, ветром. «При Саучкане царь на градском месте, идежь соборная церковь, видешася всем бусурманом огненный столб от земли и до небеси и в том огне многи видения различны; и бусурманы доднесь видению тому и ужасу возвестить по летописцу своему не умеют, точию един звон слышан»,— писалось в Ремезовской летописи. В легендах народов Сибири за Ермаком была признана слава великого воина, необыкновенного героя. Для А. Н. Радищева волжский атаман стал символом свободного и могучего народа России. В размышлениях о народном вожаке писатель-демократ изложил свой идеал взаимоотношений личности и массы. «Чтобы владычествовать над множеством, то нужно величие духа... Ермак имел первое и многие из тех свойств, которые нужны великому вождю, а паче вождю непорабощенных воинов». Воздавая должное муже­ ству казаков-землепроходцев, Радищев раскрывал и противоречивый характер эпохи, которая не давала выхода силе народной или направляла ее в корыстных интересах правителей. «О, народ,— с вещей надеждой ворклицал писатель,— к величию и славе рожденный, есть ли оне обращены к тебе будут на снискание всего того, что сделать может блаженство общественное!». Исторические взгляды Радищева отличает и широкий подход к вопросу присое­ динения Сибири, и это позволяет ему оценить поход Ермака с народной и государст­ венной точки зрения. Владение материалом исторических источников и поистине вдох­ новенная поэтическая прозорливость дают Радищеву возможность проникнуть в живую человеческую натуру казацкого предводителя, искренне восхититься им. Он воздает должное величию души Ермака, который сумел направить народные силы на подвиг во благо родины, и в этом видит его историческое значение. Эта оценка Ермака стала исходной для К. Ф. Рылеева. «Привитие народу сильной привязанности к Родине» — такова была цель К. Ф. Рылеева в создании целой галереи стихотворных портретов, в цикл которых входила и дума «Смерть Ермака» (1821). Как известно, обращение к национальному прошло­ му литераторы-декабристы возводили в особую идеологическую программу. Исто­ рия, закономерности исторического процесса познавались ими с надеждой на то, что в своей практической деятельности они смогут опереться на опыт предшественни­ ков — крупных исторических деятелей. Декабристов интересовали в истории отнюдь не одни практические вопросы социальных превращений, они ставили и общие исто­ рико-философские проблемы: как соотносится историческая необходимость со свобод­ ной волей, в какой мере действия и поступки людей могут оказывать влияние на ход »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2