Сибирские огни, 1981, № 12
158 С. РОЖНОВА , Н. КУРДИНА рии и стремление путем ее поэтизации утвердить идею народной самобытности. Это была эпоха в развитии русской культуры, когда историки были литераторами и ли тературность была неотъемлемым качеством трудов лучших историков. Но эпоха расцвета романтизма возникла, естественно, не на пустом месте: ей предшествовала долгая и упорная работа литераторов ранних периодов — классициз ма и сентиментализма. Идея самобытности культурного развития и борьба с подра жательностью западным образцам в литературе были выдвинуты эпохой Просвеще ния задолго до возникновения, романтизма. Такова же была идея «общего блага», .как форма совмещения личного и общественного интереса, которую впоследствии разделило большинство декабристов. Ермак для писателей-сибиряков во все времена был особенно близким героем истории; как открыватель огромного края, он вызывал их патриотические чувства. История Ермака Тимофеевича в литературе нового времени начинается, очевидно, с П. А. Словцова. П. Словцов, в будущем известный историк и патриот Сибири, закан чивал духовную семинарию в Тобольске. В 1782 году в городе ожидалось торжест венное событие — официальное открытие тобольского наместничества. К празднику готовились заранее, провести его собирались с пышностью, свойственной концу ХуТІІ столетия. Юный семинарист П. Словцов написал свою первую оду, которая громоглас но называлась в духе лучших традиций классицизма «К Сибири». В ней поэт прослав лял природные богатства своего края, особенности его культурного уклада и эконо мики. Словцов первым отметил в облике Ермака героические черты первооткрывателя, первопроходца Сибири. Хорошо осведомленный в обстоятельствах Ермакова похода, поэт прямодушно восклицал: Х оть с е ч ь его с ч и т а е т с я р азб о ем , О днак гер о й о с т а н е т с я гер о ем . Е р м ак — о тр о д ь е б о г а т ы р с к и х душ . Он п ал и ц ей р а с ч и с ти л гл уш ьі В этих строках было заложено начало осмысления художником исторического значения дела Ермака и намечена концепция его личности. Ермак — простой казак, первый герой из народа в пантеоне великих русских воинов, он не князь, как Дмит рий Донской. И Словцов вынужден был особо оговаривать право русского простолю дина играть героическую роль в истории, на это и был направлен пафос его оды. Стала событием, вызвала много споров и поэма И. Дмитриева «Ермак» (1794). Иван Дмитриев был изысканным салонным поэтом, известным сентименталистом, дру гом Н. М. Карамзина. И именно поэма на историко-национальный сюжет принесла ему большую известность в литературных кругах и вызвала немало подражаний. Дмитриев использовал экзотический материал: его поэма построена как разговор двух сибирских шаманов о Ермаке, о его войске. Шаманы разговаривают светским литературным языком, выспренним слогом: Он ш ел . к а к сто л п , огн ем п ал ящ и й і К ак лю ты й м р а з, все в к р у г м ер тв ящ и й і К уд а с т р е л у н и п о сы л ал — П овсю ду ж и зн ь п р ед н ей б л ед н ел а И с т р а ш н а с м е р т ь во сл ед л етел а! Ермак — сверхъестественный, мифический, герой, он наделен волшебной силой и мощью. Насыщенное экзотикой описание шамансКих костюмов, обрядовой пляски, ри туального варева наркотического напитка из мухоморов создавало картину велича вую, но мрачную, а статичность образов в этой поэме напоминала огромное полотно старого живописца. Для Дмитриева не были важны исторические события и сам их ход. Главная задача состояла в том, чтобы вызвать чувство восхищения героем, его неземным величием. Поэт призывал сограждан к почитанию своих отечественных ге роев; и его патетика была направлена на пробуждение патриотизма в душе русских людей. Где о б ел и ск твой ? — Мы н е зн ае м . Где д аж е п р а х твой б ы л за р ы т Увы! он ветр о м п о п и р аем ... Обширные исповеди и размышления — издержки жанрового канона — заслоня ли живой, реальный облик Ермака. Для поэта-сентименталиста важен не сам истори-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2