Сибирские огни, 1981, № 12
С. Рожнова, Н. Курдина ЕРМАК ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ История народа принадлежит поэту. \ (А. С. П у ш к и н). ' Ермак (о настоящем его имени историки спорят до сих пор) —* эпическая фигу ра исторических песен, сказаний и легенд, «меньшой брат Ильи Муромца», стал сим волом и мерой творческого народного деяния, объяв собой тысячи безвестных жиз ней защитников русских границ, правдоискателей, землепроходцев. Ермака, борца против угнетателей, народ сроднил с Разиным и Пугачевым. Мнение народное наде лило его и отвагой, и человечностью. Как пишет летописец со слов сподвижников Ермака, «бе бо вельми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудро стью доволен». Народная точка зрения возобладала над всеми попытками официальной идео логии представить вожака казацкой вольницы раскаявшимся разбойником, верным слугой царя и отечества, этаким русским конкистадором, искупившим грехи свои ратоборством за веру христианскую против «агарян». Народную, а не царистскую версию отразили в своей оценке Ермака даже иностранцы. Вот что записал в днев нике англичанин Джон Белл, находившийся на русской дипломатической службе в су ровые времена Петра I: «В короткое время стал он весьма славным и сильным, ибо грабил только богатых и наделял бедняков. Не умерщвлял он и не ранил ни одного человека, разве что защищал только самого себя. Сеі^ поступок приобрел ему такое прославление, что все праздно шатающиеся, не имущие звания люди вступили к нему в сообщество, с охотой подчиняя себя власти столь великодушного и неустрашимого начальника». Именно как народный герой входит Ермак и в русскую литературу. Пожалуй, ни один знаменитый русский писатель в своих размышлениях об истории России не обо шел свершенного Ермаком. В свете временной перспективы дело его приобретало за кономерную необходимость и значимость не только для Руси, но и в мировом исто рическом процессе. «Последний монгольский царь Кучум... был разбит Ермаком. Так была заложена основа азиатской России»1,— отметил в «хронологических выписках» К. Маркс. М. В. Ломоносов видел в присоединении Сибири результат «неутомимых ...трудов нашего народа», на которые, по мнению А. Н. Радищева, его подвигнул «ве- ч ликий дух свободы». В «Заметках» А. С. Пушкина при чтении «Описания Земли Кам чатской» С. П. Крашенинникова имя покорителя Сибири становится точкой отсчета в завершении русскими землепроходцами дела, начатого «смелыми сподвижниками А р х и в К. М а р к са и Ф. Э н гел ь са. 1946. т. 8. с. 166.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2