Сибирские огни, 1981, № 12

150 А ИВАН ПЕТРОВ ры, косы, ружья, скобы, серпы и т. д. За котел, например, платилось столько шкурок, сколько вмещалось в этом сосуде. Но позднее пошли в ход и деньги. Когда ярмарка стала настолько крупной, что затмила собою другие сибирские и уральские ярмарки, стали предприниматься попытки перевести ее в другое, более удобное место, как, например, в Екатеринбург (инициатива В. Н. Татищева — управляю­ щего уральскими казенными заводами) и в Тюмень (распоряжение сибирского гене­ рал-губернатора М. М. Сперанского). Но, удивительное дело, она не прижилась ни в Екатеринбурге, ни в Тюмени. Она неизменно возвращалась на свое старое место, на берега Ницы. По сравнению с Екатеринбургом и Тюменью Ирбит был глухим местом. До него отовсюду было трудно добираться. Да и сам городок (статут города он получил в 1775 году), тесный, маленький, казалось, менее всего подходил для столь многолюд­ ных съездов торговых людей (в иные годы до десяти тысяч человек) и огромного ко­ личества товаров. Наплывы людей в ярмарочные дни были такие, рассказывают старо­ жилы, что все дома местных жителей забивались до отказа, спали вповалку, прямо на полу, один к одному, как сельди. Сани во дворе укладывались одни на другие в несколько этажей, чтобы высво­ бодить место для лошадей. Но, как ни странно, именно здесь ярмарка чувствовала себя хорошо и год от года росла и ширилась. Привоз товаров достигал более чем внушительных размеров. В 1885 году, например, было привезено разных товаров на сумму 69 миллионов руб­ лей, из них на 65 миллионов 700 тысяч продано. В 410 лавках ирбитского гостиного двора торговали пушниной (ежегодно продавалось от пяти до десяти миллионов шку­ рок соболей, куниц, выдр, горностаев, песцов, белок, лис, барсуков и т. д.), коровьим маслом, кожами, шерстью, хлебом, ситцем, дорогими тканями, сукнами, зеркалами, мебелью, плодами цитрусовых и прочим. Десятки иностранных фирм и компаний имели здесь своих представителей, од­ новременно тут находились агенты купеческих домов 180 городов России. Основной покупательницей и продавцом на ярмарке была Сибирь. Местные куп­ цы, выгодно сбыв в Ирбите пушнину, масло, хлеб, кожи, шерсть, мед, закупали оптом большие партии привозных товаров и сплавляли их водой до Тюмени, Томска и далее на восток, везли обозами. В конце прошлого века по Нице, Туре, Тоболу с' товарами Ирбитской ярмарки курсировало до 15 пароходов, до 20 барж и две винтовые шхуны. Из Ирбита за навигацию сплавлялось до 800 тысяч тонн грузов. Еще больше перевози­ лось гужом. Однако шли годы, и значение Ирбитской ярмарки стало понемногу падать. Про­ ложенная в Сибирь железная дорога обошла Ирбит. Тогда ирбитцы в попытке спасти репутацию своего города в качестве торгового центра всего Зауралья нанимают из­ вестного инженера-путейца Н. Гарина-Михайловского, чтобы тот провел изыскательские работы для прокладки железнодорожной ветки. Хотя изыскания были проведены, пра­ вительством они в расчет приняты не были. Но даже и надолго оставшись в стороне от железной дороги (линию через город начали строить только в 1913 году), Ирбитская ярмарка по-прежнему оставалась самой крупной к востоку от Урала, намного превосходила крупнейшую Никольскую в Ишиме, а также Тюменскую и все остальные в Зауралье. Просуществовала ярмарка до 30-х годов нашего века. За время Советской власти Ирбит вырос значительно. Население его ныне составляет уже свыше 80 тысяч человек. Основой экономики современного Ирбита является машиностроение — заводы авто­ прицепов, мотоциклетный и другие. Что же касается хлеба, то его сеют в окрестных хозяйствах и поныне. Восточно-сибирская пашня В результате продвижения русских на восток в 1619 году в среднем течении реки Енисей пелымским боярским сыном Петром Албычевым и сотником Черкисом Руки- ным с тридцатью казаками был заложен еще один город — Енисейск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2