Сибирские огни, 1981, № 12
СИБИРСКИЙ КОРЕНЬ 149 дежд на то, что черемисы и другие народности Поволжья будут пригонять скот для продажи в Сибирь, было немного. Впрочем, один способ был — покупать лошадей у местных татар и приезжих ногаев и бухарцев. Перед нами грамота царя Федора Ивановича от 31 августа 1596 года воеводе князю Григорию Дрлгорукому: «Как к вам ся наша грамота придет, а которые будут бухарцы с товары или нагаи с лошадьми торговые люди учнут к вам приезжать, и вы б тем бухарцам и нагайцам торговым людям велели с нашими русскими людьми и с юртовскими и с ясашными татары на Тюмени торговать беспошлинно... И береженье к ним и ласку держали великую, и обиды б им насильства никоторого не было, чтоб им впредь позадно было со вся кими товары приезжати». Тут мы видим уже не только попытку увеличить поголовье рабочего скота в Сибири, но и стремление заложить основы политики добрососедства и уважения между народами, населяющими огромную страну за Уралом. Покупала и продавала Сибирь Вряд ли найдется человек, который никогда ничего не слышал бы о знаменитой Ирбитской ярмарке. Она была известна во всех уголках старой России. Сюда съезжал ся торговый люд почти со всех губерний, а также из многих стран Европы, Азии и даже из далекой Америки. Известность, однако, пришла не сразу. Все начиналось более, чем скромно, с ма ленькой Ирбейской слободы, основанной свыше трехсот сорока лет тому назад в Вер хотурском уезде. Здесь, южнее Туринска, первыми появились слободы: Усть-Ницинская (1622), Ни- цинская и Чубаровская (1624), а затем Кирипинская (1627). Строительство поселений продолжалось. «И вновь прибрать из охочих людей,— читаем мы в приказе Верхотур ского воеводы Воина Корсакова за 1632 год,— от отцов детей, от братии братьев, от дядей племянников двадцать человек для основания Ирбейской слободы». Народ из-за Урала на новые земли, где не было помещиков, шел охотно. Через год и Ирбейская слобода уже полностью обстроилась. Место было выбрано не только угожее, но и пригожее, при впадении реки Ирбейки (Ирбитки) в Ницу. Жители новой слободы, как и других поселений, освобождались от налогов на шесть лет, после чего должны были сдавать в казну по 180 четвертей ржи и по 225 четвертей овса (то есть по 7,2 центнера ржи и по 9 центнеров овса). Хлеб на распаханной целине родился неплохо. Его сплавляли в дальние сибирские города по Нице, Туре, Тоболу на дощаниках. С годами слобода разрасталась, расши рялись ее поля, и старого количества судов для доставки хлеба казне уже не хватало. Осенью 1654 года верхотурский воевода Максим Стрешнев велит приказчику Ирбей ской слободы Василию Муравьеву построить дополнительно четыре дощаника «от лапы до лапы по девять сажень, а поперек — по шести аршин». А суда те делать «с великим радением», лес готовить заранее и хорошо сушить. Как видим, первые ирбитцы были хлебопашцами и судостроителями. А как возникла ярмарка? Одна из версий такова: поскольку-де слобода стояла на середине сухопутного волока от Верхотурья до Тюмени, то ее зимой не миновал ни один купец (летом они обыкновенно проплывали по Туре). А так как купцов каждую зиму проезжало много, то в Ирбейской слободе их оказывалось по нескольку человек одновременно. Престольным же праздником слободы было рождество, которое праздновалось с шестого по девятое января. На праздник собиралось все окрестное население. Естественно, купцы, оказавшиеся здесь в это время, не упускали случая показать свои товары. Возникал Торг. Это-де вошло в обычай. Но если можно более или менее убедительно рассказать о возникновении ярмар-: ки, то до сих пор никто не может толково объяснить последующие события. А они та ковы. Получив право беспошлинной торговли, ярмарка в Ирбейской слободе с каждым годом становилась все популярнее. Все большее число людей собирала она отовсюду. Торг шел поначалу не на деньги. Происходил натуральный обмен. Купцам нужна была пушнина, а местному населению — в основном металлические изделия — котлы, топо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2