Сибирские огни, 1981, № 12

СИБИРСКИЙ КОРЕНЬ 149 дежд на то, что черемисы и другие народности Поволжья будут пригонять скот для продажи в Сибирь, было немного. Впрочем, один способ был — покупать лошадей у местных татар и приезжих ногаев и бухарцев. Перед нами грамота царя Федора Ивановича от 31 августа 1596 года воеводе князю Григорию Дрлгорукому: «Как к вам ся наша грамота придет, а которые будут бухарцы с товары или нагаи с лошадьми торговые люди учнут к вам приезжать, и вы б тем бухарцам и нагайцам торговым людям велели с нашими русскими людьми и с юртовскими и с ясашными татары на Тюмени торговать беспошлинно... И береженье к ним и ласку держали великую, и обиды б им насильства никоторого не было, чтоб им впредь позадно было со вся­ кими товары приезжати». Тут мы видим уже не только попытку увеличить поголовье рабочего скота в Сибири, но и стремление заложить основы политики добрососедства и уважения между народами, населяющими огромную страну за Уралом. Покупала и продавала Сибирь Вряд ли найдется человек, который никогда ничего не слышал бы о знаменитой Ирбитской ярмарке. Она была известна во всех уголках старой России. Сюда съезжал­ ся торговый люд почти со всех губерний, а также из многих стран Европы, Азии и даже из далекой Америки. Известность, однако, пришла не сразу. Все начиналось более, чем скромно, с ма­ ленькой Ирбейской слободы, основанной свыше трехсот сорока лет тому назад в Вер­ хотурском уезде. Здесь, южнее Туринска, первыми появились слободы: Усть-Ницинская (1622), Ни- цинская и Чубаровская (1624), а затем Кирипинская (1627). Строительство поселений продолжалось. «И вновь прибрать из охочих людей,— читаем мы в приказе Верхотур­ ского воеводы Воина Корсакова за 1632 год,— от отцов детей, от братии братьев, от дядей племянников двадцать человек для основания Ирбейской слободы». Народ из-за Урала на новые земли, где не было помещиков, шел охотно. Через год и Ирбейская слобода уже полностью обстроилась. Место было выбрано не только угожее, но и пригожее, при впадении реки Ирбейки (Ирбитки) в Ницу. Жители новой слободы, как и других поселений, освобождались от налогов на шесть лет, после чего должны были сдавать в казну по 180 четвертей ржи и по 225 четвертей овса (то есть по 7,2 центнера ржи и по 9 центнеров овса). Хлеб на распаханной целине родился неплохо. Его сплавляли в дальние сибирские города по Нице, Туре, Тоболу на дощаниках. С годами слобода разрасталась, расши­ рялись ее поля, и старого количества судов для доставки хлеба казне уже не хватало. Осенью 1654 года верхотурский воевода Максим Стрешнев велит приказчику Ирбей­ ской слободы Василию Муравьеву построить дополнительно четыре дощаника «от лапы до лапы по девять сажень, а поперек — по шести аршин». А суда те делать «с великим радением», лес готовить заранее и хорошо сушить. Как видим, первые ирбитцы были хлебопашцами и судостроителями. А как возникла ярмарка? Одна из версий такова: поскольку-де слобода стояла на середине сухопутного волока от Верхотурья до Тюмени, то ее зимой не миновал ни один купец (летом они обыкновенно проплывали по Туре). А так как купцов каждую зиму проезжало много, то в Ирбейской слободе их оказывалось по нескольку человек одновременно. Престольным же праздником слободы было рождество, которое праздновалось с шестого по девятое января. На праздник собиралось все окрестное население. Естественно, купцы, оказавшиеся здесь в это время, не упускали случая показать свои товары. Возникал Торг. Это-де вошло в обычай. Но если можно более или менее убедительно рассказать о возникновении ярмар-: ки, то до сих пор никто не может толково объяснить последующие события. А они та­ ковы. Получив право беспошлинной торговли, ярмарка в Ирбейской слободе с каждым годом становилась все популярнее. Все большее число людей собирала она отовсюду. Торг шел поначалу не на деньги. Происходил натуральный обмен. Купцам нужна была пушнина, а местному населению — в основном металлические изделия — котлы, топо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2