Сибирские огни, 1981, № 12
140 Е. К. РОМОДАНОВСКАЯ воевод — 2 ноября — полностью соответствует течению событий в Погодинском летописце. Судя по царской грамоте, воеводы прибыли в Сибирь не ранее 1584 г., т. е. именно того года, когда погиб Ермак (эта дата одинаково сохраняется всеми летопи сями, и я думаю, что она достоверна). Остается признать, что воеводы действительно пришли в Сибирь уже после гибели Ермака, как и отмечено в Погодинском летопис це, а также в Новом летописце по списку Оболенского. Автор протографа (т. е. первоначального текста, положенного в основу копии) Погодинского летописца, вернувшийся в Сибирь после гибели Ермака вместе с пер выми воеводами (основное казачье посольство ушло вперед, но воеводам несомнен но нужны были проводники), продолжает фиксировать все важнейшие события из ис тории отряда. Он рассказывает прежде всего о том, что знает сам, и здесь на первом мес те — судьба воевод, их действия в Сибири, поразившее автора известие о гибели Ермака и судьба оставшихся в городе казаков. Он записывает и известия о других событиях, происшедших в его отсутствие, но лишь по мере того, как узнает или вспоминает о них, и эти записи часто оказываются не на своем месте. Пытаясь как-то соотнести события во времени, представить их общий ход и последовательность, ав тор делает различные отсылки и указания для читателя:- «А как Ермак был жив еЩе в Старой Сибири до убиения своего: О взятии ца ревича Маметкула, и как пришол к Ермаку татарин Сенбахта»; «О послех от Карачи во град Сибирь, как еще Ермак жив бысть, до государевых воевод приходу. Перед воеводцким приходом, того ж лета, приидоша к Ермаку от Карачи послы...». Авторские оговорки и указания остались, однако, практически не реализован ными в Есиповской летописи. Между тем, если внимательно к ним присмотреться, можно уточнить еще несколько фактов ранней сибирской истории. Так делается не сомненным, что Иван Кольцо убит Карачей в сентябре 1583 г., когда казачье посоль ство находится в Москве или на пути к ней, и, следовательно, Ремезов ошибается, объявляя Кольца главой посольства к царю: им руководил в действительности Иван Гроза. Можно предположить, что спутан и рассказ об осаде Карачей казаков в Старой Сибири. Все летописи ставят это событие в связь с известием об убийстве Ивана Кольца, точнее, помещают, как и Погодинский летописец, непосредственно вслед за главой «О послех от Карачи...». Между тем автору сделав в статье о гибели Ивана Кольца приведенную выше оговорку об отнесении событий ко времени жизни Ерѵма- ка, в главе «О пришествии Карачи...» подобных указаний не делает и совсем не упо минает здесь Ермака как участника «осадного сидения». На этом основании кажется возможным отнести пришествие Карачи ко времени после гибели Ермака, когда в Старой Сибири остаются казаки, потерявшие атамана, и Стрельцы с пришедшими из Москвы воеводами. По указанию всех летописей, Карача осаждает город во время великого поста; Строгановская летопись добавляет месяц — март, Ремезов указывает и дату — 12 марта. Осада держится, по указанию всех лето писей, «до пролетия», до июня месяца,— т. е., по крайней мере, три,месяца, причем захватывает конец зимы — самое трудное и голодное время. Недаром Афанасьевская и Строгановская основная летописи отмечафт, что татары «облегоша» город обозами, желая казаков «гладом уморити». Не эта ли осада города вызвала тот страшный голод, погубивший воеводу С. Волховского и пришедших с ним «воинских ‘людей», голод, который упомянут аб солютно во всех летописных памятниках? В конце главы, рассказывающей о голодной зиме в Старой Сибири и смерти воеводы Волховского, Есиповская летопись сообщает: «Бе же глад зимнею годиною; егда же прииде весна, тогда же начаша тотаровя и остяки от ловитв своих приносити во град многия запасы, и паки быша во граде многия запасы изобилны...». Нельзя не заметить внутреннего противоречия в этом тексте: если татары и остяки принесли за пасы весной «от ловитв своих», почему невозможно было делать то же самое во вре мя зимы? Если Есипов описывает действительный ход событий, то получается, что что-то мешало казакам получить добровольные (или не совсем добровольные)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2