Сибирские огни, 1981, № 12

СИБИРСКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ И ХРОНОЛОГИЯ ПОХОДА ЕРМАКА 137 годске, потому что некоторые сибирские события представлены здесь искаженно, автор явно знает о них только понаслышке. Несколько особняком стоит Ремезовская летопись, созданная тобольским сыном боярским С. У. Ремезовым на рубеже X V II—X V III вв. В ее основе лежит изложение событий по Есиповской летописи, переработанное по казачьим летописям и дополнен­ ное местными легендами и преданиями, которые записывали сам Ремезов, его дед и отец. Только представляя все особенности каждой летописи, ее концепцию и специ­ фику, можно узнать все, что было известно автору, и не тратить силы на вопросы, на которые летопись не даст ответа. Но этого мало: ни одна из летописей, за исключением Ремезовской, не известна нам в автографе. Большинство летописных текстов дошло в позднейших копиях, спис­ ках, переписчики которых могли что-то переделать в своем оригинале, переставить, выбросить или дополнить, а иногда и просто списать с ошибками. Поэтому любому использованию летописей в исторической работе, предшествует специальное тексто­ логическое исследование: только путем детального (буквально дословного) сравнения всех известных списков, анализа разночтений, сопоставления вариантов и редакций устанавливается наиболее точный, наиболее близкий к авторскому текст того или иного памятника. Однако это только первый этап работы. Стоит обратить внимание на то, что все перечисленные сибирские летописи созданы не ранее 20—30-х гг, XV I века, т. е. через 40—50 лет после похода, следовательно, их авторы не могли непосредственно наблюдать события и пользовались кдкими-то более древними источниками, не дошед­ шими до нас в своем первоначальном виде. Эти источники и необходимо определить, чтобы оценить достоверность того или иного летописного известия. Можно сказать, что методы исследования начального периода освоения Сибири подобны тем, какими пользуются историки Киевской Руси: там также практически нет документов, вся история строится прежде всего на основе летописи, а даже По­ весть временных лет — древнейший киевский свод — дошла до нас лишь в рукопи­ сях X IV—XV вв., с позднейшими наслоениями и переделками... Источники сибирского летописания практически неизвестны. Только Савва Есипов в конце своей летописи указал два своих основных источника — Синодик Ермаковым казакам и казачье «написание», сообщив об истории их создания: в 1622 г. первый сибирский архиепископ Киприан «воспомяну атамана Ермака и з дружиною и повеле разпросити ермаковских казаков, како они приидоша в Сибирй, и где с погаными были бои, и ково где убили погании на драке. Казаки ж принесоша к нему написание, како приидоша в Сибирь, и где у них с погаными бои были, и где казаков и какова у них имянем убили. Он же... повеле убитых имена написати... в соборной синодик, и в православную неделю кликати повеле с прочими пострадавшими за православие вечную память». В приложении к летописи Есипов даже поместил текст Синодика, об­ работав его в соответствии с собственной концепцией,— как уже говорилось, он убирает все имена рядовых казаков и атаманов и вносит некоторые редакционные поправки. Долгое время Синодик был известен только по Есиповской летописи, пока не был найден и в 1970 г. опубликован подлинный его те к с т1, позволивший узнать новые детали о сподвижниках Ермака. Особенностью тобольского Синодика является то, что это не обычное помина­ ние умерших «за упокей», а совершенно особая служба — Чин православия, когда поминались лица, оказавшие особые услуги православной церкви, и проклинались ве- ликйе еретики (кстати, именно в этой службе позднее провозглашалась анафема и Разину, и Пугачеву, и Льву Толстому). До реформ Петра I эта служба была особенно обширна и позволяла включать своеобразные «исторические введения», в которых объяснялись заслуги того или иного поминавшегося лица; именно поэтому церков­ ное поминание и могло быть воспринято как исторический источник. Лишь теперь стали известны имена не только атаманов, но и рядовых казаков Ермака. Об атаманах же многое уточнилось, в первую очередь,— обстоятельства гибели. Так, только из Си- общение™йзДв.а со АНКСССРЕ 1970, к Г іТ ^ р ^ Г о б щ е с т в ^ н а у к " в И- 2°Є С°‘

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2