Сибирские огни, 1981, № 12
СИБИРСКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ И ХРОНОЛОГИЯ ПОХОДА ЕРМАКА 135 исследователь датирует начало похода, зависит и его определение времени гибели Ермака — 1584 или 1585 г. Противоречивость исследовательских точек зрения, длительная неразрешенность всех этих вопросов вызвана противоречивостью летописных известий. Широко извест но, как по-разному в летописях отражена, например, роль Строгановых в организации похода: если Савва Есипов, автор написанной’в Тобольске в 1636 г. Есиповской лето писи, о пермских вотчинниках даже не упоминает, то в Строгановской летописи по следние изображаются главными инициаторами и организаторами похода. Так же раз норечивы и хронологические приурочения; так, в Кунгурской летописи начало похода датируется 1577— 1578 гг., но говорится, что это начало было неудачным — казаки «объмишенилися, не попали по Чюсовой в Сибирь»1, после чего уже в 1579 г. «пой- доша по Чюсовой вверх до Тагилскаго волока з боем». Тот же 1579 г. как начало по хода указывают и другие летописи — Книга записная, Сольвычегодский летописец; в Строгановской летописи говорится, что в 1579 г. казаки пришли с Волги в Чусовские городки, где прожили «два лета и месяца два», после чего 1 сентября 1581 г. отпра вились в сибирский поход. Последняя дата указана и в Синодике Ермаковым каза кам, и в Есиповской летописи. Таким образом, каждая летопись по-своему датирует начало похода, и только две даты одинаковы абсолютно во всех памятниках: 26 ок тября 1581 г. как день падения столицы Кучума и 5 или 6 августа 1584 г.— день гибели Ермака (расхождения в числах вызваны тем, что Ермак Тимофеевич погиб в ночь с 5 на 6.августа). Противоречивость летописных источников не позволяет без дополнительного ис следования предпочесть один из них в решении вопросов о хронологии. Казалось бы, самый естественный путь в данном случае — проверить летописные датировки по до кументам XV I в. Но беда в том, что сохранившиеся документы эпизодичны и также противоречивы. О начале похода говорится лишь в известной «опальной грамоте» Строгановым, отправленной в ноябре 1582 г., и здесь оно датируется 1 сентября 1582 г., в отличие от всех приведенных выше летописных датировок. Именно на осно вании этой даты ряд историков, полностью разочаровавшись в хронологических при уроченнях летописей, и относят начало похода к 1582 г., другие же стремятся как-то объяснить возникшее противоречие. Так, А. А. Введенский в свое время высказывал предположение об ошибке в дошедшем до нас тексте документа — по его мнению, дату самой грамоты могли перенести и на поход, который в действительности начался 1 сентября 1581 г. (А. А. Введенский опирался прежде всего н4 данные Строганов ской летописи). Иное, объяснение предложил В. И. Сергеев. Он обратил внимание на то, что в царских грамотах о преследовании казаков, побивших на Волге нагайских послов, имени Ермака нет, а речь идет только об Иване Кольце; последнее известное нам упоминание о Ермаке на Волге относится к 1579 г., когда нагайцы жалуются, что он в прошлом году отогнал у них табун лошадей. На основании этих документальных данных в сочетании с летописными В. И. Сергеев высказал очень убедительную гипо тезу о том, что было несколько этапов продвижения казаков в Сибирь: по-видимому, сначала появился здесь отряд Ермака, чей поход в первый момент оказался неудач ным (вспомним рассказ Кунгурской летописи о том, как казаки «объмишенилися»), а потом к нему присоединился Иван Кольцо с волжскими «воровскими» казаками, кото рым необходимо было уйти от преследования царских воевод. Косвенно эта гипо теза подтверждаемся тем, что «опальная грамота» Строгановым была послана по жа лобе чердынского воеводы Василия Пелепелицына — того самого, который в 1581 г. сопровождал на Волге нагайских послов в момент нападения Ивана Кольца. Сам Пеле- пелицын прибыл на Урал лишь в 1582 г. и, естественно, не мог быть в курсе всех местных событий предшествующих лет, тем более что Чердынь находится гораздо севернее тех мест, откуда двинулся казачий отряд 2. Вторая подлинная грамота, дающая четкие хронологические приурочения, отно сится к январю 1584 г. и связана с посылкой В Сибирь первых царских воевод. Ее указания также вступают в противоречие с большинством летописей, в которых гово 1 Все цитаты из летописей даются по изданию: Сибирские летописи. Спб., 1907. ! С е р г е е в В. И. Источники и пути исследования сибирского похода волжских казаков,— В кн.: Актуальные проблемы истории СССР. М., 1976, с. 38.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2