Сибирские огни, 1981, № 12
ТУЗЕМНЫЕ ЛЕГЕНДЫ О ЕРМАКЕ 133 На переднем плане картины слева лежит поваленный на спину бык со связанны ми ногами. Похоже, что склонившийся над ним татарин вскрывает грудную полость животного чисто азиатским степным способом: разрезает ее и отрывает сердце: кровь, из которой, готовится такое прекрасное кушанье, как кровяная колбаса, «хаан», целиком остается внутри. Слева на костре кипит огромный круглодонный котел. В нем варится мясо для тризны. В верхней части рисунка изображена сама тризна. Татары сидят в тех же хала тах и круглых шапках. Один, в чалме,— явно шейх или абыз. Они пируют, сидя тремя группами. Явственно виден типично туземный низенький круглый стол, подобный тем, какие можно и ныне встретить в кочевой юрте. На втором рисунке, рядом с первым, вверху изображены среди деревьев три высоких дома с двускатными крышами, один дом — с пристройкой. Внизу группа татар и богатый шатер конической формы. Внутри шатра сидят три знатных татарина в чал мах. Около них еще два татарина: один стоит, другой полулежит у ног левого сидя щего человека. Правее, тоже у ног сидящего человека в чалме, видна полулежащая фигура, вероятно, раб, холоп. Одним словом, эта сцена образно и наглядно рисует социальные отношения у татар. Возможно, что средняя фигура в шатре, имеющая широкую бороду, изобра жает самого хана Кучума. , • Справа находится уже знакомый нам Ермаков курган под кудрявой сосной. Сосна объята пламенем. Пламя высится, как факел: это, конечно, тот огненный столб, который «кажется татарам, русским же не кажется». Итак, мы видим: Ермак явился объектом туземного культа как дух самого высо кого ранга. Ремезов писал о нем в' своей летописи: «И тако чуден и страшен, егда глаголют им и в повестех между собою без слез не пробудут». «Именем Ермака и до днесь божатся и кленутся». Ремезов прямо говорил: «Нарекоша его богом и псгребо- ша по своему закону». Такова удивительная посмертная судьба этого замечательного русского челове ка, первым проложившего путь в просторы Сибири. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2