Сибирские огни, 1981, № 12
129 ТУЗЕМНЫЕ ЛЕГЕНДЫ О ЕРМАКЕ 5. «Кудрявая сосна» на Баишевском кладбище. Погребен был татарами Ермак («по своему закону») на Баишевском кладбище под «кудрявую сосну». Указание в ле гендах на Баишево кладбище, как место упокоения Ермака, имеет особое значение. Что представляло собой Баишево кладбище в глазах татар-мусульман? Об этом убеди*- тельно пишет Д. Н. Фиалков в специальной статье о месте гибели и погребении Ер мака. Существовало ли в действительности Баишево, было ли в то время Баишевское кладбище и где оно раполагалось? Были ли в то время на Иртыше священные могилы? Известно, что в результате «священных» войн ислама на берегах Иртыша погибло много шейхов, над могилами которых были открыты мавзолеи. Из погребенных на бе регу Иртыша мусульманских «святых» не может не вызвать у нас особого интереса могила основателя так называемого внука Аш-Шафин, похороненного на Баише. Сле довательно, задолго до прихода Ермака в Сибирь на Иртыше было селение Баише, связанное с культом «святых». Действительно, на рукописной карте Миллера недалеко от устья Вагая, выше Бегишевскоґо погоста, в 25 км по прямой от Епанчинских юрт, мы находим селение Баише. Именно здесь надо искать Баишевское кладбище, являю щееся местом захоронения Ермака. Отсюда ясно, что тело Ермака могло всплыть именно у Епанчинских юрт ниже устья Вагая. Похоронить Ермака могли в недалеком расстоянии от них и «вверх Иртыша», и всего вероятнее, как об этом свидетельствует летопись, на «священном» Баишевском кладбище 1. Следовательно, Баишево кладбище было священным местом, и потому именно оно оказалось последним приютом героя. Кстати, в рукописи Ремезова, со слов тайши Аблая, упоминается в контексте Ба- ишева кладбища некая «родительница» (Аблая?). Может быть, такое упоминание озна чает, что на том кладбище была погребена знатная женщина по причине святости дан ного места. Слова о «кудрявой сосне>, в свою очередь, указывают на особое отношение татар к похоронам Ермака. «Кудрявой» сосна названа, явно, не случайно: сосна эта выделена не как простая, обычная, а .обладающая индивидуальной характеристикой. В шаман ском культе особым почитанием пользовались определенные деревья, окруженные ритуальной атмосферой, как вместилища таинственной силы, как деревья-фетиши. Их отмечали специальными подношениями и дарами. Обычно навешивали на их ветви цветные платки и ленты, как это можно видеть и в настоящее время в бурятских лесах или на Алтае. Иначе зачем было специально упоминать именно эту особенную: «кудрявую» сосну? 6. Огненный столб (свеча) над могилой Ермака. Сверхъестественный облик мерт вого Ермака дополняется еще одним выразительным сюжетом. В легенде речь идет о пылавшей ночами над его могилой свече или даже о целом огненном столбе. «Бе же видица бусурманом и доднесь во вселенские субботы огненной столп до небеси, а по простым свеща велия горяща над главою». Ремезов и в этом знамении видел божье произволение: «се же Бог своих проявляет». Татарские же правоверные противились такому взгляду своих соплеменников на Ермака. «Се же видя абызы и мурзы, что за кон их скверен и престает чудотворение, запретиша всем от мала до велика поминать имя Ермакова, за затлится честь и слава его явлена будет». Но у Ремезова при передаче слов тайши Аблая о Ермаке и месте его погребения подчеркнуто сказано, что огненный столб или свеча над могилой Ермака видится толь ко татарам, «а русским же не кажется». Значит, снова перед нам-и элемент не русского, не церковного, а языческого мировоззрения. 7- Тризна по Ермаку. Ремезов рисует яркую картину «поминок», т. е. тризны по Ермаку, которую устроили ему после погребения татары: «И собраше абызам на по минки 30 быков, 10 баранов и учинили жрение по своему извычаю; реша аще ли жива тя учиниле бы себе царя, а се видим тя мертва безпаметна русского князя». Слова «по своему извычаю» означают, что такое поминальное «жрение» совершалось согласно ' Ф и а л к о в Д. Н О месте гибели и захоронения Ермака,— В кн.: Экономика управление и культура Сибири XVI—XIX вв. Материалы по истории Сибири оГбирь периода феодализма. Вып. 2. Новосибирск, 1965, о. 282. н Р ’ р 9 Сибирские огни №12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2