Сибирские огни, 1981, № 12
128 г А. П. ОКЛАДНИКОВ и кондинские и обдаринские князи и унзоша стрелы свои, и крозь его течаще, яко из Живаго». Ремезов, конечно, не мог не объяснить по-своему, по-христиански это необычное происшествие. Он отнес его за счет вмешательства «христианского бога», который та ким образом, «дивом», решил вразумить язычников. Но в полном соответствии с языческим мировоззрением туземцев сверхъестест венные события продолжаются дальше. 2. Птицы не смеют садиться на тело Ермака и не клюют его. «Птицы же облеташе, не смеяше же прикоснуться ему»,— пишет Ремезов. Птицы, особенно вещие — вороны или гагары, занимали важное место в фольклоре, культе и мировоззрении сибирских племен-шаманистов. Они, особенно хищные, обожествлялись, птицы предсказывали и определяли судьбу людей, служили помощниками шаманов. Изображения птиц или их отдельных частей являлись атрибутами ритуальных одежд шаманов. И вот птицы отда вали должное сверхъестественной силе покойного. 3. Ермак лежит на лабазе. Ремезов не объясняет, почему мертвое Ермаково тело было выставлено на специальном помосте, на лабазе. Однако этот факт тоже не слу чаен й имеет свое объяснение в исконных традициях сибирских племен. Тело Ермака было возложено на лабаз, над землей, не только для всеобщего обозрения. И не для поругания, как можно было бы подумать с нашей,, современной точки зрения. Даже стрельба из луков по мертвому телу не имела, видимо, того значения, которое нам ка жется вероятным. Можно подумать, что татары мстили мертвецу, как врагу, нанесшему им столько бед. В таком плане интерпретирует сюжет о стрельбе татар по мертвому телу Ермака Г. Ф. Миллер. Он писал: «К мертвецу прибыл хан Кучум со всеми знатны ми татарскими мурзами и даже самые отдаленные остяцкие и вогульские князцы, что бы таким же образом отомстить Ермаку». Они хотели, думал Миллер, «отомстить за всю татарскую кровь» ‘. Однако у летописца нет ни слова о желании татар отомстить Ермаку стрельбой в него. В шаманском же культе имело место особое отношение к стрелам как дарам для сверхъестественных существ, обитателям нездешнего мира. Стрелы были высоко ценимыми жертвенными дарами. Известны в археологии и этнографии Сибири особые жертвенные «стрельные» места. В том числе на Урале описаны этнографами, архео логами специальные «стрельные» пещеры, куда метали из луков свои стрелы почитате ли духов, лесные охотники. Стрела служила, таким образом, почетным даром шаман ским духам, должна была умилостивить их. Что касается положения тела именно на лабазе, то у народов Сибири, шаманистов по религии, был широко распространен об ряд погребения на лабазах, на открытом воздухе, а не в земле. Как правило, такой способ погребения считался почетным. Его чаще удостаивались шаманы. Погребенный на лабазе становился как бы сопричастным воздушной стихии, отданным небу, высшим небесным богам. На лабазах погребали и тех, кто погиб от удара молнии. Мы сами ви дели в районе священной горы Байтог в Ленско-Курдинской степи лабаз-эрангас с гро бом, в котором лежала одетая в белые (небесного цветаі) одежды женщина, убитая грозой. Возможно, тот. байтогский лабаз стоит в степи и до сих пор. Лабазы воздвигали и для помещения на них животных, убитых молнией. 4. Ермак является татарам в видении и требует погребения. Сверхъестественная сила покойного подтверждалась, согласно легенде, также и тем, что он «...многим яв лялся в видении бусурманом» и требовал: «да погребут». Называется и один из видных бусурманов-татар, которому во сне являлся Ермак. Это был сам «царь» татарский, вид ный деятель татар Сейдяк. Грозная сверхъестественная сила Ермака выражалась в том, что «один ж от него решившаяся ума». Один из самых популярных мотивов шаманского фольклора сибирских народов — рассказ о явлении неофиту, будущему шаману, духов, которые сводят избранника с ума. Известный якутский этнограф Г. В. Ксенофонтов так и назвал одну из своих работ: «Культ сумасшествия в якутском шаманстве». С точки зрения шаманистов, вполне ло гично, что и Ермак, став грозным духом, вызывал сумасшествие у татар, своих избран ников. Ми л л е р Г. Ф. Указ, соч., с. 263.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2