Сибирские огни, 1981, № 12

128 г А. П. ОКЛАДНИКОВ и кондинские и обдаринские князи и унзоша стрелы свои, и крозь его течаще, яко из Живаго». Ремезов, конечно, не мог не объяснить по-своему, по-христиански это необычное происшествие. Он отнес его за счет вмешательства «христианского бога», который та­ ким образом, «дивом», решил вразумить язычников. Но в полном соответствии с языческим мировоззрением туземцев сверхъестест­ венные события продолжаются дальше. 2. Птицы не смеют садиться на тело Ермака и не клюют его. «Птицы же облеташе, не смеяше же прикоснуться ему»,— пишет Ремезов. Птицы, особенно вещие — вороны или гагары, занимали важное место в фольклоре, культе и мировоззрении сибирских племен-шаманистов. Они, особенно хищные, обожествлялись, птицы предсказывали и определяли судьбу людей, служили помощниками шаманов. Изображения птиц или их отдельных частей являлись атрибутами ритуальных одежд шаманов. И вот птицы отда­ вали должное сверхъестественной силе покойного. 3. Ермак лежит на лабазе. Ремезов не объясняет, почему мертвое Ермаково тело было выставлено на специальном помосте, на лабазе. Однако этот факт тоже не слу­ чаен й имеет свое объяснение в исконных традициях сибирских племен. Тело Ермака было возложено на лабаз, над землей, не только для всеобщего обозрения. И не для поругания, как можно было бы подумать с нашей,, современной точки зрения. Даже стрельба из луков по мертвому телу не имела, видимо, того значения, которое нам ка­ жется вероятным. Можно подумать, что татары мстили мертвецу, как врагу, нанесшему им столько бед. В таком плане интерпретирует сюжет о стрельбе татар по мертвому телу Ермака Г. Ф. Миллер. Он писал: «К мертвецу прибыл хан Кучум со всеми знатны ми татарскими мурзами и даже самые отдаленные остяцкие и вогульские князцы, что­ бы таким же образом отомстить Ермаку». Они хотели, думал Миллер, «отомстить за всю татарскую кровь» ‘. Однако у летописца нет ни слова о желании татар отомстить Ермаку стрельбой в него. В шаманском же культе имело место особое отношение к стрелам как дарам для сверхъестественных существ, обитателям нездешнего мира. Стрелы были высоко ценимыми жертвенными дарами. Известны в археологии и этнографии Сибири особые жертвенные «стрельные» места. В том числе на Урале описаны этнографами, архео­ логами специальные «стрельные» пещеры, куда метали из луков свои стрелы почитате­ ли духов, лесные охотники. Стрела служила, таким образом, почетным даром шаман­ ским духам, должна была умилостивить их. Что касается положения тела именно на лабазе, то у народов Сибири, шаманистов по религии, был широко распространен об­ ряд погребения на лабазах, на открытом воздухе, а не в земле. Как правило, такой способ погребения считался почетным. Его чаще удостаивались шаманы. Погребенный на лабазе становился как бы сопричастным воздушной стихии, отданным небу, высшим небесным богам. На лабазах погребали и тех, кто погиб от удара молнии. Мы сами ви­ дели в районе священной горы Байтог в Ленско-Курдинской степи лабаз-эрангас с гро­ бом, в котором лежала одетая в белые (небесного цветаі) одежды женщина, убитая грозой. Возможно, тот. байтогский лабаз стоит в степи и до сих пор. Лабазы воздвигали и для помещения на них животных, убитых молнией. 4. Ермак является татарам в видении и требует погребения. Сверхъестественная сила покойного подтверждалась, согласно легенде, также и тем, что он «...многим яв­ лялся в видении бусурманом» и требовал: «да погребут». Называется и один из видных бусурманов-татар, которому во сне являлся Ермак. Это был сам «царь» татарский, вид­ ный деятель татар Сейдяк. Грозная сверхъестественная сила Ермака выражалась в том, что «один ж от него решившаяся ума». Один из самых популярных мотивов шаманского фольклора сибирских народов — рассказ о явлении неофиту, будущему шаману, духов, которые сводят избранника с ума. Известный якутский этнограф Г. В. Ксенофонтов так и назвал одну из своих работ: «Культ сумасшествия в якутском шаманстве». С точки зрения шаманистов, вполне ло­ гично, что и Ермак, став грозным духом, вызывал сумасшествие у татар, своих избран­ ников. Ми л л е р Г. Ф. Указ, соч., с. 263.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2