Сибирские огни, 1981, № 12
126 А. П. ОКЛАДНИКОВ * Нужно быть благодарным сибирскому летописцу и первому географу Сибири Семену Ульянозичу Ремезову за то, что он создал по свежим еще следам в памяти сибиряков свою «Ремезовскую» летопись, которая донесла до нас живые черты тех событий, труд, в котором личность Ермака, по существу, занимает центральное место *. у - В летописи Ремезова Ермак предстает именно как центральная действующая личность, как живой центр повествования, на фоне реальных исторических событий того драматического времени, когда Россия вела при Грозном напряженную и тяже лую борьбу с врагами за право быть великой державой в Европе и Азии. Летописный текст Ремезова о Ермаке и его деятельности предельно краток, даже отрывочен. Он как бы писан с ходу, след в след за Ермаком, за его судьбой. Ремезов рассказывает о Ермаке отрывочными, но яркими штрихами, он как бы делает свое летописное дело, не переводя дыхания, стремясь к строгой последова тельности в изложении хода событий, но зато рассказ его до предела насыщен исто рической реальностью и драматизмом, остро эмоционален от начала и до конца. Летописец в каждой строке сопереживает события и судьбу своего героя. Перед ним неотрывно стоит его живой образ. Ремезов влюблен в Ермака, восхищен его мону ментальной фигурой. Каждая деталь повествования Ремезова драгоценна, потому что в нашем распо ряжении не имеется никакого другого источника, в котором была бы представлена так ясно, так непосредственно не только сама личность героя,'но и его время. Что касается характеристики времени, социально-психологической ситуации, свя занной с личностью Ермака, то в летописи Ремезова содержатся яркие подробности фольклорного характера. Легенды, свидетельствующие о том, как личность и дея тельность Ермака повлияли на сознание коренного населения Сибири, в первуну оче редь на вчерашних противников, сибирских татар. Подробности эти относятся к тому, что происходило уже после гибели Ермака, а также к вещественным реликвиям ге роя: его оружию, одежде, в особенности же к знаменитым царским дарам, двум драгоценным кольчугам. Как известно, удивительная жизнь и подвиги Ермака стали дбстояйием туземных легенд сразу же после его гибели. Имя Ермака на века вошло в сознание и эпос та тар. Не случайно, после Ремезова, по следам Ремезова, к этим легендам, как к исто рическому источнику, обратился основоположник сибирской историографии Герард Фредерик Миллер2. Не случайно и то, что особый интерес в этом плане проявил к туземным легендам второй крупнейший историк Сибири, Сергей Владимирович Бах рушин. С. В. Бахрушина живо волновали люди и события прошлого. Каждый, к-то имел счастье знать его лично, помнит, что он не мог бесстрастно перелистывать ру кописи, развертывать приказные столбцы. Он автор блестящих статей о распре мангазейских воевод Кокорева и Палицы- н а—«русского интеллигента XV II века», о первом сибирском святом-бедняке Васи лии Мангазейском, истязаемом и замученном сильными мира сего. С. В. Бахрушину принадлежат и тщательные розыски в архиве Сибирского приказа документальных свидетельств, подтверждающих и дополняющих сведения Ремезова об удивительных событиях, последовавших за гибелью Ермака в среде его прежних врагов, об отно шении татар к памяти Ермака *. Ремезов писал, что в его времена татары с «плачем» вспоминали Ермака в беседах и песнях. Так было и два века спустя. Исследовательница быта русского крестьянства Си бири Н. А. Миненко обнаружила, что как русские, так и коренные сибиряки-аборигены, собираясь вместе на праздниках, пели не только русские, но и остяцкие, татарские пе сни. В песнях этих упоминался и Ермак. Притом татары «плачут, а русские хохочут». ----і----------- 1 Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками, Спб., 1880. В дан ной статье далее используется текст летописи С. У. Ремезова, выверенной по оригина лу Н. Н. Покровским и Е. И. Дергачевой-Скоп. См. Сибирские летописи, Спб., Изд. Имп Археографической комиссии, 1907. 2 М и л л е р Г. Ф. История Сибири, т. 1, М,—Л., 1937, с. 262— 265. • Б а х р у ш и н С. В. Туземные легенды в «Сибирской истории» С. Ремезова — Ист. изв., издаваемые ист. о-вом при Имп. Моек, ун-те, 1916, III— IV. Он же. Кольчуга князя П. И. Шуйского.— В кн.: Сб. Оружейной палаты. М., 1925, с. 118— 124.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2